Данный материал подготовлен в рамках сотрудничества с изданием OC Media. Оригинальную статью на английском языке вы можете найти здесь.
Смерть руководителя группы «Вагнер» Евгения Пригожина и уменьшение влияния наемников в Украине не снизили тревогу на Северном Кавказе относительно возможного возвращения большого числа наемников, ранее осужденных за преступления, такие как грабежи, изнасилования и убийства.
В апреле в Цхинвали, Южная Осетия, был убит ножом 38-летний местный житель.
Сослан Валиев, более известный под прозвищем «Цугри», имел особенности в развитии и пользовался широкой симпатией среди людей. Нынешний президент Алан Гаглоев и экс-президент Эдуард Кокойты выразили осуждение по поводу его убийства и передали соболезнования его родным.
Убийца, Георгий Сиукаев, был задержан на следующий день после преступления. Он уже отбывал наказание за убийство, совершенное в 2014 году в Донецкой области. Перед освобождением он провел в заключении всего несколько недель, решив присоединиться к «Вагнеру» — частной военной компании России, основанной покойным Евгением Пригожиным.
С тех пор он стал использовать позывной «Арбалет» и выполнял службу на украинских территориях, захваченных Россией, принимая участие в полномасштабном наступлении на Украину в 2022 году.
Сиукаев входил в число тысяч наемников группы «Вагнер», которые получили возможность вернуться к нормальной жизни в обмен на участие в военных действиях в Украине. Большинство из них имели судимости за тяжкие преступления, такие как убийства и изнасилования, что порождает серьезные опасения относительно их интеграции в мирное общество после завершения конфликта или окончания контракта.
В январе Пригожин сообщил, что «первая группа» осужденных наемников из «Вагнера» завершила выполнение своих военных задач. Вскоре после этого многие из них получили награды от президента Владимира Путина.
В феврале Пригожин сообщил о том, что его организация остановила набор заключенных, а в июне заявил, что 32 тысячи освобожденных заключенных завершили свои обязательства перед Вагнером.
В эксклюзивном интервью прокремлевскому политтехнологу Константину Долгову Пригожин сообщил, что в состав ЧВК Вагнер вошли 50 тысяч осужденных, из которых примерно 20% погибли в ходе боевых действий на территории Украины.
До текущего года пенитенциарные органы России, Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура систематически обнародовали статистические данные о преступлениях, в том числе совершенных бывшими участниками группы «Вагнер». Остановка этой практики заставила журналистов искать альтернативные источники информации или полагаться на данные, предоставляемые несколькими оставшимися в России НКО.
Убийца супруги, наркоман, ветеран войны
В другом резонансном случае на Кавказе группа «Вагнер» привлекла к своим рядами Вадима Техова, бывшего милиционера из Северной Осетии, который отбывает наказание в колонии. Он был осужден на 16 лет тюрьмы за жестокое убийство своей бывшей жены, а также за нарушение запретов и участие в массовой драке с ингушами.
На записях с видеокамер видно, как Техов атакует свою бывшую супругу Регину Гагиеву, нанеся ей 21 ножевой удар. Спустя шесть дней она умерла от полученных травм, так и не придя в сознание.
Тысячи людей из Северной Осетии стали участниками похоронной процессии, в то время как местные феминистки выразили недовольство властям за недостаточные меры безопасности. Согласно доступной информации, Гагиева обращалась за защитой в полицию с ноября 2017 года, а Техов, на которого в момент нападения был установлен электронный браслет, должен был находиться под домашним арестом.
Конфликт в Украине, похоже, не изменил судьбу Техова: сразу после окончания его контракта с Вагнером, его задержали за наркотическую торговлю в стране. Ему вновь удалось избежать тюрьмы, заключив новую сделку с войсками Пригожина.
После завершения действия второго контракта Техов вернулся в свой дом, расположенный в центре Владикавказа, столицы Северной Осетии. Родственники его бывших супруг опасаются мести за то, что они помогали в его аресте и заключении в тюрьму.
«Мы не можем получить ответ от руководства тюрьмы, в которой находился Техов, — делится с OC Media Роксана Гагиева, сестра Регины. — Как произошла его освобождение?»
«Он является чрезвычайно опасным рецидивистом», — добавила она.
Прием, который Техов получил во Владикавказе после своего возвращения из Украины, говорит о том, что население озабочено вербовкой Вагнера и возможным возвращением опасных преступников в свои районы.
Согласно мнению североосетинского журналиста Руслана Тотрова, преступления, совершенные ранее состоявшими в группировке «Вагнер» по всей территории России, привлекают значительное внимание со стороны общества, которое называет осужденных наемников «свободными пушками».
«Это совершенно неконтролируемые снаряды, запущенные из огненной точки по пока еще спокойным российским городам», — заявил Тотров в интервью OC Media. «Эти люди будут испытывать посттравматическое стрессовое расстройство, что не удивительно, и, кроме того, у них имеются судимости за серьезные преступления».
Возвращение к обычной жизни
Существует информация о том, что лица, вышедшие из мест лишения свободы, в России совершали различные правонарушения — от грабежей и вымогательств до шантажа, покушений и убийств.
В конце апреля на Кавказе в Краснодарском крае пропали 18-летние молодые люди Кирилл Чубко и Татьяна Мостыко. Получив информацию об их исчезновении, на поиски вышла группа из 500 добровольцев, которая спустя несколько дней нашла их тела.
По подозрению в совершении этих убийств правоохранительные органы задержали 31-летнего Демьяна Кеворкяна, ранее отбывавшего наказание в Украине и состоявшего в группе Вагнера.
В Краснодарском крае возникли вопросы у многих жителей по поводу смягчения 18-летнего приговора Кеворкяну, который отбывал срок за вымогательство, разбой, угон автомобиля и убийство.
В Волгограде Арсен Мелконян, который в 2020 году был осужден на 11 лет за убийство, получил второй шанс, став частью группы Вагнера. Однако, вернувшись в Волгоград, он вновь столкнулся с законом и был осуждён за угрозу убийством своей бывшей супруге и её дочери.
В мае 42-летний Сергей из Новосибирска оказался под следствием по делу об изнасиловании двух школьниц в возрасте 10 и 12 лет. Это произошло всего через несколько дней после окончания его контракта с частной военной компанией «Вагнер».
Перед своей кончиной Пригожин заявил, что данный человек состоял в его частной военной компании, однако опроверг серьезность предполагаемого им преступления.
«Ну, друзья, количество насильников просто колоссально, а случаев изнасилований — по 20-50 в день», — утверждал тогда Пригожин.
Пригожин неизменно становился на защиту бывших участников «Вагнера» в условиях юридических расследований, утверждая, что с июня 2023 года осуждённые, состоявшие в его организации, совершили лишь 83 правонарушения.
«Это в 80 раз меньше, чем у тех, кто вышел на свободу после аналогичного срока без контракта с группой «Вагнер», — отмечал Пригожин.
В условиях нехватки открытых данных о преступлениях, совершенных экс-членами «Вагнера», ряд россиян продолжает сомневаться в том, что бывшие осужденные, участвовавшие в боевых действиях, вернутся и смогут представлять угрозу для общества в России.
Тем не менее, Яна Шерова-Игнатьева, психолог-травматолог из Санкт-Петербурга, полагает, что, несмотря на то, что война может привести к увеличению насилия в обществе, особенно если ветераны не ищут психологической поддержки после окончания службы, делать выводы о том, как это повлияет на Россию, пока преждевременно.
«Мы не можем определить, существует ли разница в числе преступлений между осужденными, которые участвовали в боевых действиях, и теми, кто просто отбывал наказание», — отметила Шерова-Игнатьева в интервью OC Media.
«Необходимо признать наличие проблемы, хотя спрос на ее решение отсутствует», — отмечает она в интервью OC Media. «Это не индивидуальная проблема каждого, кто участвовал в боевых действиях, а скорее вопрос всего общества, которое их окружает».
«Демонизация не требуется», — утверждает Шерова-Игнатьева. «Мы все осознаем, что ужасы имеют место и будут продолжать происходить. Они никогда не остаются в рамках; они вырываются наружу. Война кардинально преобразует общество».
«Очищая свои прегрешения с помощью крови»
После кончины Пригожина и, судя по всему, устранения его группы Вагнера, опасения относительно возвращения осужденных в общество все еще сохраняются.
Пригожин еще в начале года объявил, что «Вагнер» прекратил вербовку в российские тюрьмы. В то же время, по некоторым данным, большинство осужденных, служивших у Вагнера, уже отработали свой контракт или были уволены после июльского мятежа.
Видимо, Москва не стремится отказаться от наследия Пригожина. Госдума одобрила закон, который позволяет осужденным получить возможность снять свою судимость, если они согласны на службу в рядах Вооруженных Сил РФ.
С начала военных действий поступили информационные сообщения о том, что этнические и религиозные меньшинства в России, включая Северный Кавказ, мобилизуются в армию в значительно больших объемах по сравнению с населением регионов, где преобладают русские.
Для журналиста из Северной Осетии Руслана Тотрова вопрос о возвращении осужденных с фронта представляет собой серьезную проблему.
По его мнению, несмотря на все усилия, бывшие осуждённые, которые работают в Украине, не способны «загладить свои прегрешения кровью».
«Я не убежден, что какие-то «героические» достижения на войне, вызванной несправедливым вторжением на чужую территорию, могут оправдать прошлые преступления», — утверждает он.
Издание OC Media выбрало не использовать термины «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный» для описания институтов и политических позиций в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии, чтобы облегчить восприятие материала. Это решение не означает принятия какой-либо позиции по поводу их статуса.
Автором является Елизавета Чухарова.
Елизавета Чухарова — независимый журналист из Северного Кавказа, ныне проживающий в Праге. В своей работе она сосредотачивается на освещении вопросов прав человека, политики, а также социальных и экономических проблем.