«Внутренние дела» министерства внутренних дел: есть ли цензура в МВД Грузии - SOVA
политика

«Внутренние дела» министерства внутренних дел: есть ли цензура в МВД Грузии

Права человека не являются приоритетом для руководства Грузии. Об этом заговорили бывшие высокопоставленные сотрудники Департамента по правам человека МВД после того, как их коллега опубликовал длинный пост в Facebook. Он рассказал о проблемах в ведомстве.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Александр Дарахвелидзе, Гога Размадзе, МВД Грузии

Гога Размадзе – начальник регионального управления Департамента по правам человека МВД Грузии и автор публикации в Facebook. Он публично рассказал о цензуре в министерстве и дискриминации сотрудников за инакомыслие. Главный адресат послания – куратор отдела, заместитель министра внутренних дел Александр Дарахвелидзе. После его назначения, по словам Размадзе, сотрудники стали подвергаться цензуре, а их публичные посты в соцсетях контролю. Недовольство, которое автор высказал в электронном письме начальству, стало основанием для проведения трехчасовой беседы в кабинете заместителя Генерального инспектора.

«После того, как я прошел все этапы в МВД и, несмотря на многочисленные попытки, не смог добиться справедливости, я решил публично высказаться о проблемах в министерстве и проявляемом ко мне унижающем достоинство отношении. Считаю, что в данной ситуации огласка – единственная возможность защитить себя и спасти отдел», – так начал свое признание сотрудник внутриполитического ведомства.

Гога Размадзе провел в министерстве 12 лет. Офицером полиции стал в 20. С тех пор старается работать, как он сам пишет, «согласно идее верховенства закона и защиты прав человека». В 2018 году, когда в МВД создали Департамент по правам человека, Размадзе назначили инспектором по особо важным делам. Спустя год успешной работы его назначили начальником регионального управления Департамента.

«Я работал в отделении, сотрудники которого были рады приходить на работу, потому что мы работали очень усердно и с большим энтузиазмом ради помощи людям», – пишет автор поста.

Но, как утверждает автор, после назначения куратором департамента замминистра Александра Дарахвелидзе, все изменилось. Отдел перестал считаться одним из важных структурных подразделений, был лишен всяческих рычагов контроля, ослабла и связь с внешними акторами. Но главное, подчеркивает Размадзе, сотрудники стали подвергаться цензуре.

«Они стали контролировать наши публичные посты, в том числе и мои, требовать удаления в Facebook постов о нарушениях прав человека, которые полностью соответствуют кодексу госслужащего и садятся в рамки свободы слова. Более того, целью этого департамента было замечать факты нарушения прав человека и реагировать на них».

Бывший сотрудник Минобороны Грузии заявил, что был уволен из-за своих политических взглядов

Гога Размадзе сам «реагировал на регресс» и высказал свое мнение по этому поводу заместителям департамента и министра. После чего, по его словам, за отличное мнение он подвергся дискриминации.

«Меня больше не допускали к участию в деятельности отдела (встречи, тренинги, дискуссии и пр.). Меня отстранили от всех процессов. Тем не менее, я старался делать свою работу настолько хорошо, насколько позволяла ситуация».

На фоне событий в департаменте началась незапланированная аудиторская проверка. Размадзе убежден, что ее цель – реорганизация, результатом которой станет увольнение из отдела «ненужных» сотрудников и дальнейшее ослабление функций отдела.

Сотрудник решил повторно направить письмо руководству относительно проверки. После чего был вызван в Генеральную инспекцию. Во время собеседования заместитель начальника Давид Миндиашвили, по словам Размадзе, унижал и оскорблял его достоинство. Кроме того, он заставлял писать объяснительную, оказывая психологическое давление и угрожая увольнением.

«Беседа длилась более трех часов. Он вызвал меня, потому что в письме я высказал свое мнение о недостатках в департаменте. На протяжении всего интервью он обращался со мной унизительно и оскорблял мое достоинство. Пренебрежительно упомянул отдел, где я работаю. Он назвал меня амбициозным. Путем психологического давления он заставил меня написать объяснительную. Он обсуждал мои личные посты в Facebook с несколькими коллегами и критиковал их. Несмотря на то, что я попросил отложить объяснительную (что является добровольным), он не выпускал меня из кабинета и сказал, что, если я не напишу, то меня «выгонят с работы». Психологически это было очень тяжело для меня», – рассказывает он.

Гога Размадзе обратился в Специальную следственную службу с просьбой начать расследование и в аппарат Народного защитника. Кроме того, Размадзе призвал проявить интерес его делу международные и местные организации, послов иностранных государств и СМИ.

Копипаст духовных скреп: как власти Грузии повторяют российские нарративы

Впрочем, ответ главного адресата письма не заставил себя ждать. Александр Дарахвелидзе назвал заявление сотрудника «полной ложью» и «абсурдом», лишенным всяческих доказательств. По его словам, аудиторская проверка была назначена для оценки текущей ситуации, сильных и слабых сторон работы департамента.

«Гога Размадзе оказался единственным человеком, которому этот процесс не нравится», – заявил Дарахвелидзе.

Что касается цензуры, заместитель главы МВД отрицает, что требовал удалять посты из социальных сетей.

«В МВД есть кодекс этического поведения, в рамках которого неэтичным является высказывать мнение о делах, за которые мы беремся. Мы ни от кого не требовали удалять посты. Мы призываем соблюдать этику», – заявил Дарахвелидзе.

Наблюдатели отмечают, что в последний период сотрудники в государственных ведомствах особенно часто подвергаются такой цензуре и преследованию. Это, по их словам, означает, что система старается максимально избавиться от инакомыслия. Особенно, если оно ориентировано на проблемы и вызовы. Бывший Народный защитник Нино Ломджария подчеркивает: Гога Размадзе – не первый, кто оказался под страшным давлением за профессионализм в этом отделе:

«К сожалению, не все могут выступать публично».

Примечательно, что бывшие сотрудники ведомства, занимавшие некогда высокие посты в структуре, в правдивости слов Гоги Размадзе не сомневаются. Лонда Толорая – первый руководитель Департамента по правам человека. Вместе с Размадзе она проработала больше года.

«Такого достойного работника я редко встречала».

По ее словам, сегодня в стране права человека не являются приоритетом. И, соответственно, все подразделения, которые работают по этим вопросам, не являются приоритетными.

«Из этого поста мы видим, какое пренебрежительное отношение у самого заместителя Гениснспекции. Здесь видно отношение всех к этому департаменту, и то, что этот департамент и вовсе не нужен».

Представители «Грузинской мечты» после прихода к власти неоднократно заявляли, что защита прав и свобод человека является главным приоритетом правительства. Однако бывший член правящей команды, экс-замминистра внутренних дел Натия Мезвришвили, которая была одним из инициаторов создания Департамента по правам человека, считает: отдел, отвечавший за реагирование на нарушение этих прав, сегодня утратил свою функцию.

«В последний период распространяется столько информации даже по теме нарушения прав детей, но реагирования нет. Этот департамент был создан для того, чтобы держать руку на пульсе. И чтобы быть надеждой для людей, чьи права в этой стране нарушаются. К сожалению, сегодня департамент эту роль не выполняет. Пусть вернут его в эффективное русло».

«Деструктивные силы» и «враждебные субъекты»: о чем говорится в отчете СГБ Грузии

Не проявил себя департамент и 8 июля – во время срыва ыПрайд-фестиваля, пишет организация Tbilisi Pride. Куратор отдела, замминистр внутренних дел Александр Дарахвелидзе, по их словам, на протяжении нескольких месяцев встречался с представителями организации и международными партнерами, в течение которых «беззастенчиво лгал о планах защитить фестиваль».

«В то же время – это человек, на дискриминацию и унижающее обращение со стороны которого жалуется сотрудник МВД Гога Размадзе. Знайте и помните его имя и лицо», – пишет Tbilisi Pride.

Сам Размадзе коротко, но все же отреагировал на срыв фестиваля. На своей странице в Facebook он поделился видео, где прорвавшиеся на территорию Tbilisi Pride Fest радикальные группы разбирают прохладительные напитки, предназначенные для гостей мероприятия. Видео Размадзе сопровождает подписью: «Позор!».

Согласно мартовскому докладу Госдепа США о правах человека, в Грузии и без того были отмечены «серьезные проблемы с правами человека». Кроме того, международная правозащитная организация Amnesty International в своем отчете за 2022-2023 годы пишет о росте случаев фемицида. С января по сентябрь произошло 14 убийств и 23 покушения на убийство женщин. Департамент МВД Грузии по правам человека как раз создавался для ведения мониторинга следствия и административного производства по делам, которые касаются семейного насилия, насилия над женщинами, преступлений, мотивированных ненавистью и имеющих признаки дискриминации, трефикинга, преступлений, совершенных несовершеннолетними или против них.

«Создание Департамента и его работа были одним из достижений правительства в работе по обеспечению равенства. Эти работы сыграли важную роль в процессе Соглашения об ассоциации [с ЕС], и всюду мы начинали описание позитивных реформ с этого. После того, как премьер-министром стал Ираклий Гарибашвили, а МВД перешло к Вахтангу Гомелаури, ведомство встало на путь деградации», – пишет представитель НПО «Центр социальной справедливости» Тамта Микеладзе.

SOVA