Официальный представитель Госдепа США Нед Прайс высказался по поводу инициативы грузинских парламентариев о создании «реестра агентов иностранного влияния». Это предложение, выдвинутое движением «Сила народа», которое связано с правящей партией, предполагает включение в реестр неправительственных организаций и СМИ, получающих финансирование из-за границы. Депутаты при этом отмечают, что аналогичная практика имеется и в США. Тем не менее, Нед Прайс подчеркнул, что инициатива «Силы народа» больше напоминает российский закон об иноагентах.
Мы осведомлены о законопроекте, который рассматривается в грузинском парламенте, и нас серьезно беспокоят его потенциальные последствия для свободы слова и демократических процессов в стране. Мы донесли свою озабоченность [непосредственно нашим контактам] в правительстве Грузии.
Представленный законопроект подавит и заставит замолчать независимые мнения граждан Грузии, стремящихся к улучшению будущего своих сообществ. Мы полагаем, что этот закон способен негативно сказаться на евроатлантической интеграции Грузии.
Утверждения о том, что данный закон опирается на Акт о регистрации иностранных агентов (FARA) в США, являются абсолютно неправдивыми. На самом деле, этот законопроект имеет аналогии с законодательством России и Венгрии, а не с FARA или каким-либо другим американским законом», — отметил Нед Прайс.
Стоит отметить, что американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был введен в действие в 1938 году. Этот закон обязывает иностранных агентов в Соединенных Штатах, которые представляют интересы иностранных государств в «политической или подобной политической сфере», раскрывать свои связи с иностранными правительствами, а также информацию о своей деятельности и финансах. В соответствии с FARA, лицо может быть квалифицировано как агент иностранного принципала, если его деятельность полностью или в значительной степени финансируется или субсидируется из-за границы.
В Российской Федерации закон, касающийся иностранных агентов, представляет собой изменения к Закону о некоммерческих организациях, которые были приняты в 2012 году. Согласно этим изменениям, статус «иностранного агента» получают российские некоммерческие организации (НКО), которые получают финансирование или другое имущество от зарубежных государств, международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан и безгражданских лиц. Однако данный закон не применяется, например, к государственным корпорациям и компаниям, а также к НКО, созданным ими.
Упомянутый Недом Прайсом венгерский закон о зарубежных агентах был принят правящей партией в 2017 году. Согласно этому закону, некоммерческие организации, которые получают пожертвования из-за границы свыше 7,2 млн форинтов (примерно 21 тысяча евро по текущему курсу) в год, обязаны зарегистрироваться как «организации, финансируемые из-за рубежа», а также предоставлять публичные отчёты о всех пожертвованиях, превышающих 1400 евро. В 2020 году Высший суд Европейского Союза заявил, что венгерский закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» противоречит принципам ЕС и должен быть отменён.
Депутаты, связанные с Иванишвили, снова выступили с призывом к принятию закона, аналогичного российскому законодательству об иностранных агентах.