Этап расследования уголовного дела, связанного с преступлениями против человечности во время войны в августе 2008 года, завершен в Международном уголовном суде. Тем не менее, продолжается работа по привлечению к ответственности подозреваемых в нарушении прав этнических грузин — Михаила Миндзаева, Гамлета Гучмазова и Давида Санакоева. Об этом сообщается в заявлении, размещенном на сайте Офиса прокурора МУС Карима Хана.
27 января 2016 года мое Управление приступило к расследованию ситуации в Грузии, связанной с преступлениями против человечности и военными преступлениями, которые подлежат юрисдикции Международного уголовного суда. Это происходило в контексте международного вооруженного конфликта, имевшего место с 1 июля по 10 октября 2008 года. С момента начала работы над делом мое Управление собрала и проанализировала доказательства предполагаемых нарушений, совершенных всеми сторонами конфликта. Мы осуществляли расследование независимо, беспристрастно и объективно, сотрудничая с пострадавшими, представителями гражданского общества и соответствующими национальными органами власти.
Конфликт 2008 года: Гаагский суд выдал ордера на арест трёх бывших чиновников Южной Осетии.
Прокурор отметил, что 30 июня 2022 года Гаагский суд выдал ордера на арест трёх подозреваемых: Михаила Миндзаева, Гамлета Гучмазова и Давида Санакоева. Им предъявлены обвинения в совершении таких преступлений, как незаконное задержание, пытки и жестокое обращение, захват заложников, а также незаконное перемещение гражданских лиц, среди которых были этнические грузины, в условиях российской оккупации.
- генерал-лейтенант Михаил Миндзаев, который в 2005 году был назначен министром внутренних дел фактической администрации Южной Осетии, занимал эту должность как минимум до 31 октября 2008 года;
- Гамлет Гучмазов, который в тот период занимал должность начальника следственного изолятора Министерства внутренних дел Южной Осетии.
- Давид Санакоев, фактически исполняющий обязанности Уполномоченного президента Южной Осетии по правам человека и широко известный как «Омбудсмен» в период описываемых событий.
«Как я отметил при подаче заявления о ордерах на арест, эти преступления являются частью более масштабной картины преступности, охватывающей масштабные грабежи и разрушения грузинских сел и домов, а также лишение почти всего грузинского населения Цхинвальского региона права на возвращение».
По утверждению Карима Хана, обвиняемые относятся к числу тех, кто несет главную ответственность за указанные преступления. В ходе расследования была также установлена предполагаемая связь с ныне усопшим Вячеславом Борисовым, который занимал должность генерал-майора Вооруженных сил РФ и был заместителем командующего Воздушно-десантными войсками в период описываемых событий. Существует мнение, что он сознательно содействовал осуществлению ряда этих преступлений.
В документе также указано, что прокуратура Международного уголовного суда не будет инициировать новые расследования по возможной уголовной ответственности других лиц в контексте событий в Грузии. «Таким образом, при отсутствии значительных изменений в обстоятельствах, этап расследования по ситуации в Грузии завершен. Я уведомил власти Грузии о принятом решении», — говорится в заявлении.
Карим Хан акцентирует внимание на том, что деятельность его Управления в данном деле ещё не окончена. Оно «будет продолжать сосредотачивать свои усилия на обеспечении успешного судебного преследования тех, в отношении кого выданы ордера на арест».
«Вызвало полное недоумение»: Цхинвали отвергает решение суда в Гааге.