Навальная Россия: чего ждать Грузии от российского оппозиционера


Aleksey Navalniy 76 политика featured, Алексей Навальный, Грузия-Россия

Возвращение Алексея Навального в Россию, задержанного на пограничном контроле в аэропорту «Шереметьево», вызвало интерес и в Грузии. Пользователи социальных сетей были поражены смелостью оппозиционера, который еще не восстановился после отравления «Новичком», и начали предсказывать скорый крах режима Путина. Но кто на самом деле такой Навальный, и какие последствия мог бы иметь его гипотетический приход к власти для Грузии?

Он не является Путиным. Этот аргумент в защиту Навального, имя которого в Кремле даже не упоминается, часто звучит в онлайн-дискуссиях. Одни воспринимают его как харизматичного политика и угрозу действующему режиму, другие – как блогера, борющегося с коррупцией, а третьи – как элемент системы и нанятого актера в рамках операции «преемник».

Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», лишь 2% россиян доверяют Алексею Навальному как политику. Тем не менее, его видео-разоблачения на YouTube собирают миллионы просмотров.

К оппозиционному политику, за которым стоит «поколение несогласных», многие относятся с осторожностью. Причин этому множество: и негативная пропаганда, развернутая на федеральных телеканалах (по данным, их аудитория превышает 60% россиян), и попытки Навального сблизиться с ультраправыми идеями. Именно это стало основанием для его исключения из партии «Яблоко», с которой он начинал свою политическую деятельность.

В ответ на прямой вопрос о том, является ли он националистом, Алексей Навальный три года назад в интервью Юрию Дудю заявил следующее:

Многие люди называют меня по-разному. Либеральная часть общества часто называет меня националистом, тогда как националисты нередко называют меня либералом. Я оказываюсь в положении человека, который не принимает ни одну из этих категорий. Все эти идеологические ярлыки не применимы ко мне. У меня есть один пункт в программе, который считается националистическим — это введение визового режима для стран Средней Азии и Закавказья. Однако я не вижу в этом ничего, что могло бы считаться национализмом. Германия также требует визу для моего въезда, и я не желаю, чтобы сюда без визы заезжали граждане Узбекистана и Таджикистана. Это вполне обычная мера для европейских стран.

Навальному напоминают о его роли в кампании 2011 года, которая проходила под девизом «Хватит кормить Кавказ». Однако даже этот факт стал для оппозиционера полезным – «идеологический штамп» затрудняет госпропаганде обвинить его в сотрудничестве с западными спецслужбами.

Навальный арестован на срок в 30 дней. Заседание суда состоялось непосредственно в полицейском участке.

Навальный и Грузия

В 2008 году Грузия, похоже, определила свою позицию по отношению к Навальному. В ходе «августовской войны» противник Путина поддерживал его взгляды, одобряя российскую агрессию. Несмотря на то что позже в Тбилиси начали рассматривать главного критика Кремля как менее опасного соперника, сам Навальный почти не изменил свою точку зрения. В 2016 году в интервью Радио Свобода он заявил, что даже под его руководством «российская военная база, скорее всего, останется». По его словам, «как иначе?».

«В данный момент я не могу дать ответ на этот вопрос. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, учитывая вопросы Абхазии и Южной Осетии, а также необходимость налаживания отношений с Грузией. Если завтра Россия прекратит поддержку и финансирование Южной Осетии и Абхазии, что в этом изменится? Они автоматически станут частью Грузии?»

В этом интервью Навальный отметил: «Конфликт между Россией и Грузией, а также ввод российских войск в Южную Осетию стали результатом провокаций со стороны Грузии». Единственное, о чем он впоследствии сожалел, – это о том, что охарактеризовал грузин как «грызунов», «по генштабу которых хотелось бы запустить крылатую ракету».

«Это выглядит неэстетично и, по сути, свело на нет весь пост. Со всем остальным, что было написано тогда, я полностью согласен.»

Три года назад в беседе с Ксенией Собчак Алексей Навальный заявил, что поддерживает признание Сухуми и Цхинвали. «Эти территории являются независимыми». Он отметил, что «Абхазия и Южная Осетия – это регионы, которые с момента распада Советского Союза заявили о своем желании покинуть Грузию. В Цхинвали и Сухуми произошли кровопролитные события, фактически там велись боевые действия», – сказал он.

В тот момент Навальный отметил, что нельзя ставить на одну линию ситуацию с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, которые он также считает независимыми, и Крымом. По его словам, позиция по украинскому полуострову вызывает некоторые противоречия. С одной стороны, он утверждает, что «Крым был захвачен с грубейшим нарушением международных норм», но с другой стороны, подчеркивает, что «Крым останется частью России и в обозримом будущем не вернется в состав Украины».

Экс-посол Грузии в России Валерий Чечелашвили, однако, уверен, что Навальный быстро осваивается и прогрессирует. Важным моментом является то, что в его команде работают специалисты, которые помогают формировать позицию, в том числе по международной политике. Среди них политик Владимир Милов и экономист Сергей Гуриев.

Это люди с высоким авторитетом, и у них четкая позиция по поводу российско-грузинской войны 2008 года. Они прямо утверждают, что это была агрессия России против Грузии, завершившаяся незаконной оккупацией грузинских территорий, и что данную ситуацию необходимо исправить. Поэтому я считаю, что позиция Навального в этом контексте меняется, и как политик он хорошо осознает, что основные проблемы России связаны с её экспансионистской политикой в отношении соседних стран, прежде всего Грузии, Украины и Молдовы.

Согласно мнению Чечелашвили, Навальный осознает, что без налаживания отношений с соседними странами на основе норм и принципов международного права Москва не сможет занять полноценное место на мировой арене.

Экс-посол Грузии в Великобритании Георгий Бадридзе отмечает, что не имеет иллюзий касательно внешнеполитической концепции Алексея Навального. По мнению дипломата, поскольку российский оппозиционер не является ни демократом, ни либералом, нельзя ожидать кардинальных изменений в политике Кремля при гипотетической смене власти. Тем не менее, Бадридзе допускает, что поддержка, оказанная Навальному на Западе, могла повлиять на его взгляды.

В конечном итоге его жизнь была спасена в Германии. Он мог бы погибнуть, если бы не активные действия Запада, особенно канцлера Ангелы Меркель. Не исключаю, что это несколько изменило его взгляды, хотя, если в России не произойдут изменения в политической системе, любой новый лидер будет вынужден придерживаться аналогичной стратегии, где внешний мир, особенно Запад и соседи, воспринимаются как угроза. Россия в данном контексте выглядит как крепость, окруженная врагами.

Бадридзе отмечает, что не может с уверенностью сказать, станет ли внешняя политика Навального радикально иной. «Шансы на это существуют. Хотя мы не забыли его заявления и поддержку путинской агрессии против Грузии, я не отрицаю возможность изменения его позиции, хотя оснований для оптимизма у меня не так уж много», – подчеркивает бывший посол.

Санкции, связанные с именем Навального: уникальная реакция Европейского Союза.

Влияние Навального

Среди специалистов существует мнение, что Навальный представляет собой более умеренную версию Путина, хотя оба являются империалистами. Если Навальный придет к власти, есть вероятность, что Россия сможет выйти из изоляции, в которую её загнали крупнейшие мировые демократические государства с помощью санкций. Москва могла бы начать процесс возвращения в международную арену и следовать общепринятым нормам. Дипломат Валерий Чечелашвили утверждает, что Навальный был бы более предсказуемым руководителем по сравнению с Путиным.

Он постепенно становится политической фигурой и сегодня довольно последовательно критикует власть Путина. Его расследования отличаются высоким профессионализмом и свидетельствуют о том, что он глубоко понимает суть данного режима и осознает, как можно выйти из текущей ситуации как с точки зрения внутренней политики России, так и в контексте её международных отношений. Поэтому человек, который принимает существующие правила игры в международной политике, оказывается более предсказуемым. Путин, благодаря влиянию господина Суркова, продвигает концепцию так называемой суверенной демократии, подразумевающей право государства определять, что такое демократия. Невозможно быть наполовину честным – либо ты следуешь правилам, либо нет. С этой точки зрения, мне кажется, что Навальный будет более предсказуемым.

Георгий Бадридзе полагает, что влияние так называемого «фактора Навального» на Россию можно оценить по реакции российских властей. Бывший посол Грузии в Лондоне утверждает, что власти испытывают наибольший страх именно перед ним.

Оппозиция в России на сегодняшний день значительно ослаблена, и лишь немногие силы могут реально противостоять власти. Алексей Навальный вызывает у Кремля особый страх, поскольку он не просто политик и не ограничивается пропагандой либеральных демократических идей. Его основной удар направлен на коррупцию. Он и его команда открыто демонстрируют масштабы хищений среди правящей элиты, что приводит к тому, что простые россияне живут значительно хуже, чем жители других развитых стран. Россия обладает потенциалом стать одной из самых богатых стран, однако существующая политическая система, которую Владимир Путин охарактеризовал как вертикаль власти, сохраняет страну в состоянии неразвитости.

Изоляция под санкциями: как Москва оказалась в замкнутом пространстве.

Фактор Навального представляет собой возможность для России создать новую государственную систему, утверждает Валерий Чечелашвили. Первая такая перспектива откроется в сентябре 2021 года, но только если оппозиционер получит разрешение участвовать в выборах в Госдуму.

Сегодня Кремль последовательно создает из своего главного противника символ борьбы. Имя Навального стало темой обсуждения в мировых новостях, западные лидеры выступают в его защиту, а в аэропорту его встречают сотни сторонников. После неудачной попытки отравления оппозиционера каждый новый шаг только подрывает позиции российских властей, отмечают специалисты.

В шахматах существует термин "цугцванг", который обозначает ситуацию, когда любой следующий ход ухудшает позицию игрока. В настоящее время в Кремле царит смятение, и они не вполне осознают, как поступить в данной ситуации. Это не связано с желанием сделать из него героя, а скорее с отсутствием ясного понимания, как справиться с возникшей проблемой, – отмечает Чечелашвили.

Возможно, именно в этом заключается причина репрессивной политики Кремля — они просто продолжают действовать по установленным шаблонам, не задумываясь о возможных последствиях. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, например, заявил, что за действиями Навального стоят зарубежные силы, а он сам является лишь «инструментом», используемым Госдепом и западными разведывательными службами. Володин также отметил, что для тех, кто «предал страну», нет места в российских государственных структурах, что явно указывает на предстоящие выборы в Госдуму.

Владимир Жириновский, который является неформальным голосом российской власти и часто выражает подлинные намерения Кремля, выступил с призывом к жесткому наказанию Навального. Он утверждает, что Навальный завербован западными спецслужбами и на протяжении многих лет занимается антигосударственной деятельностью.

«Необходимо отправить в далекую северную часть, вдали от Москвы, в места с тундрой, где птицы замерзают в полете и падают на землю».

По утверждению Жириновского, его партия ЛДПР выступает против репрессий, однако считает, что Навальный заслуживает «соразмерного наказания», вплоть до 20 лет лишения свободы: «Этот человек давно был завербован как диверсант, его обучили создавать ситуации, аналогичные тем, что были в Киеве на Майдане и в Тбилиси».

Related posts