131004064 840793146751404 826542729217466870 n общество featured, Анатолий Бибилов, Инал Джабиев, Южная Осетия

Пытки и покрывательство: как дело Джабиева вызвало кризис в Южной Осетии

Тринадцатый день в оккупированном Цхинвали продолжается акция протеста, организованная семьей Инала Джабиева. Родные требует справедливого расследования и наказания всех причастных к смерти молодого мужчины, вне зависимости от их званий и положения. Акция носит бессрочный характер, часть протестующих остается на площади и по ночам. Поддержать родственников Джабиева ежедневно приходят от 50 до 100 человек. Де-факто власти акцию не разгоняют, но всячески стараются пресечь помощь протестующим: запрещают нести еду и воду.

Что произошло?

28-летний житель Цхинвали Инал Джабиев скончался в конце августа после допроса в СИЗО. Его задержали 24 числа в рамках расследования дела о покушении на т. н. министра внутренних дел Игоря Наниева. Джабиев проходил в качестве свидетеля. Молодой человек умер по дороге в больницу. Родственники уверены: он в следственном изоляторе он подвергся жестоким пыткам. Следы насилия были видны и на снимках с изображением тела молодого человека. Они молниеносно разошлись по соцсетям. Фотографии демонстрировали обширные синяки и кровоподтеки.

В целом в рамках расследования обстрела автомобиля де-факто главы МВД было задержано около ста человек. В их числе Инал Джабиев и его брат-близнец Ацамаз.

После трагедии де-факто правительство Южной Осетии подало в отставку, а депутаты, прервав каникулы, собрались на экстренное заседание т. н. парламента. Тогда в Цхинвали несколько дней проходили стихийные акции, участники которых выдвигали новые политические требования: отставка де-факто президента Анатолия Бибилова, министров, генпрокурора, а также ареста де-факто главы МВД.

Ответ российской экспертизы и возобновление акций

Новая волна протестов началась в Цхинвали 4 декабря – после обнародования следствием данных о результатах судебно-медицинской экспертизы, проведенной за пределами Южной Осетии. Эксперты Минобороны России признали причиной смерти Джабиева не пытки и истязания, а внезапную сердечную недостаточность на фоне развития абстинентного синдрома (прекращение приема наркотических средств, – прим. автора). Более того, согласно заключению, повреждения в виде локального подкапсульного кровоизлияния печени, кровоизлияния в мягких тканях груди, раны верхней губы, множественные ссадины и кровоподтеки, как по отдельности, так и в совокупности, не могли стать причиной смерти мужчины.

Результаты российской экспертизы первым опубликовало североосетинское информационное издание «ОсНова». Позже адвокат семьи Джабиевых Диана Санакоева и его вдова Оксана Сотиева подтвердили журналистам «Эха Кавказа» подлинность распространенных документов.

По словам Сотиевой, ответ экспертизы был для них ожидаемым:

«Люди, граждане, которые умирают от рук правоохранительных органов, то есть которых избивают, убивают, – их представляют как наркоманов, конченных наркоманов, у которых была ломка, сердечно-сосудистая недостаточность, и хотят, чтобы народ в это поверил. Я не знаю, как народ, но лично я в это никогда не поверю».

В т. н. генпрокуратуре, впрочем, опубликованные в соцсетях отрывки из заключения российских судмедэкспертов назвали фейком. Де-факто лидер Южной Осетии Анатолий Бибилов также заявил, что подобные фейки распространяют недоброжелатели.

«Уважаемые комментирующие и ставящие грозные лайки! Я у всех прошу прощения, но у меня один вопрос! Почему неподтвержденную информацию принимаем за чистую монету, почему фейк становится для нас истиной? Ведь мы с вами понимаем, что эти фейковые новости не направлены на то, чтобы была справедливость, ведь это делается специально, чтобы люди обозлились друг на друга! Неправильно это все!», – написал он.

4 декабря, до начала бессрочной акции, вдова Джабиева устроила одиночный пикет у здания «посольства» России в Цхинвали. Оксана Сотиева вышла с плакатом, на которм было написано: «Закон! Справедливость! Инал». Позже, 7 числа, женщина опубликовала в соцсети обращение к Владимиру Путину, в котором просила президента РФ вмешаться в процесс расследования.

Несмотря на предостережение де-факто генпрокуратуры Южной Осетии о том, что участие в несанкционированных митингах может повлечь за собой уголовную или административную ответственность, с 4 декабря на центральной площади Цхинвали не прекращается бессрочная акция протеста.

Югоосетинский журналист уволился с ТВ в знак протеста

Политический кризис

Объявление со стороны т. н. парламентского большинства бойкота Анатолию Бибилову, их отказ посещать заседания, произвол силовиков и их демонстративное покровительство де-факто президентом привели к тяжелейшему политическому кризису в оккупированном регионе.

Еще в конце августа 23 депутата направили Бибилову обращение, в котором потребовали отставки генпрокурора Урузмага Джагаева – как ответственного за вопиющее преступление. Де-факто лидер это требование не выполнил. Джагаев сейчас курирует следствие по делу Джабиева. А правоохранители, пытавшие мужчину, за четыре месяца расследования так и не были привлечены к уголовной ответственности.

14 декабря 18 депутатов направили в де-факто парламент проект поправок к «Конституции». Инициативная группа намерена изменить процедуру отстранения т. н. генпрокурора от должности, убрав из нее представление де-факто президента, как обязательное условие. Если поправки будут приняты, местный парламент сможет самостоятельно, без согласия де-факто лидеру, выносить вотум недоверия генпрокурору – как и любому члену кабмина. А президент самопровозглашенной республики будет обязан в пятидневный срок реализовать вотум, отправив прокурора в отставку.

Депутаты считают: это позволит Южной Осетии выйти из политического кризиса, спровоцированного произволом силовиков и нежеланием де-факто президента навести порядок в силовом блоке.

Тамара Меаракишвили о жителях Ахалгори: про нас забыли

Почему это важно

Смерть 28-летнего Инала Джабиева обнажила проблемы в т. н. правительстве Южной Осетии. Хотя и ранее югоосетинское общество знало о репрессиях и пытках в местных изоляторах.

В одном ряду с такими делами – пытки и смерть в цхинвальском СИЗО Арчила Татунашвили и бесследное исчезновение 19-летнего Давида Башарули. Тогда де-факто власти по обыкновению отрицали свою причастность к произошедшему. Но резонанс, вызванный смертью Инала Джабиева, еще раз продемонстрировал: полицейский произвол и покрывательство де-факто властей продолжают разъедать систему безопасности.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => общество