Коронаслежка: «Большой брат» как выход из карантина


BBC
111759996 eye clear clear nc 1 Новости BBC

Массовая самоизоляция помогает сохранить жизни, однако в результате этого миллионы людей теряют свои доходы, а множество компаний оказывается на пороге банкротства.

BBC

Исследователи размышляют над способами, которые могут способствовать более быстрому возвращению к привычному образу жизни, минимизируя опасность массового распространения инфекции.

Один из возможных подходов к выходу из карантина включает цифровое отслеживание контактов с использованием сигналов мобильных телефонов (digital contact tracing). Это можно осуществить через специализированные приложения или с помощью мобильных операторов. Примеры из практики Сингапура, Южной Кореи и Тайваня демонстрируют эффективность данного метода, позволяя властям оперативно выявлять и изолировать людей, которые контактировали с инфицированными.

Вместо общего карантина может быть введён режим, позволяющий людям вернуться к обычной жизни, однако власти будут контролировать каждый их шаг. На Западе также создаются аналогичные системы, но для их реализации гражданам придётся отказаться от некоторых своих прав.

Европа учится у Азии

«В 8:15 утра я не ожидал, что в дверь постучат два полицейских — я спал», — делится студент из Тайваня Мило. Он вернулся на родной остров из Бельгии 19 марта и должен был пройти двухнедельный карантин.

Вице-президент Тайваня, являющийся эпидемиологом, инициировал мониторинг пассажиров, прибывающих из Уханя, еще в декабре, сразу после того, как Китай сообщил о вспышке пневмонии — то есть на несколько недель раньше, чем мир узнал о коронавирусе. Для контроля соблюдения карантина на Тайване используется система цифрового мониторинга, получившая название «электронный забор». Власти получают уведомления, если телефон человека, находящегося на карантине, не отправляет сигналы более 15 минут.

Схема отслеживания контактов
BBC

Телефон Мило разрядился примерно в 7:30 утра, и в течение следующего часа представители четырех различных государственных учреждений пытались ему дозвониться. Так как связи не удалось установить, к студенту выехал полицейский патруль, который предупредил его о возможном аресте за нарушение карантинных мер.

Помимо "электронного забора", Тайвань также отреагировал на угрозу Covid-19, внедрив систему цифрового отслеживания контактов. Суть этой инициативы заключается в том, что правительство использует данные от мобильных операторов для мониторинга передвижений граждан. Если один из них заболевает, то все, кто находился с ним в тесном контакте в течение последних 14 дней — будь то родственники, коллеги или случайные попутчики в общественном транспорте — отправляются на карантин.

В эпидемиологической практике метод отслеживания контактов применялся на протяжении многих лет для борьбы с инфекционными заболеваниями. Этот подход также использовался во время вспышки атипичной пневмонии (SARS) в начале 2000-х, которая часто сопоставляется с Covid-19.

Ранее эпидемиологи задавали пациентам вопросы о местах их пребывания и контактах с другими людьми после появления симптомов заболевания, составляли списки контактных лиц, уведомляли их и следили за их состоянием. Сейчас же цифровые технологии позволяют получать точные и подробные данные о встречах и передвижениях всего за несколько минут.

Технология цифрового мониторинга контактов продемонстрировала свою эффективность в Сингапуре и Южной Корее и уже применяется в Индонезии и Индии. Западные демократии, вдохновленные опытом стран Азии, также начинают изучать возможность внедрения аналогичных решений.

«Цифровое отслеживание контактов может стать важным инструментом в предотвращении или прекращении широкой изоляции», — утверждают ученые Оксфордского университета.

В Великобритании и странах Европейского Союза разрабатываются собственные аналоги. Проект в Британии инициирован Национальной службой здравоохранения, в то время как панъевропейскую инициативу реализует группа, состоящая из 130 компаний и научных учреждений. Этот проект получил поддержку канцлера Германии Ангелы Меркель при условии, что приложение будет «эффективным и добровольным», как сообщает агентство «Рейтер». Испытания проводились на волонтерах из немецких вооруженных сил.

В среду появилась информация о том, что Министерство здравоохранения Франции также работает над созданием отдельного приложения. В свою очередь, в России Министерство цифрового развития должно разработать аналогичную систему, однако пока нет сведений о результатах этой работы.

В пятницу президент США Дональд Трамп сообщил, что его команда исследует новую технологию. Он отметил, что она вызывает большой интерес, однако выразил «беспокойство по поводу личной свободы». Всего за несколько часов до этого компании Apple и Google объявили о совместной работе над проектами по отслеживанию контактов.

Слежка за большинством населения

Covid-19 имеет свои особенности по сравнению с аналогичными вирусами, так как у значительного числа людей заболевание проходит бессимптомно. В связи с этим карантин для тех, у кого уже выявили новый вирус, не способен полностью изолировать и выявить всех носителей.

Многочисленные люди могут передавать вирус другим, не осознавая, что являются носителями. Примерно половина случаев заболевания в мире связана с инфицированными, у которых нет явных признаков болезни, включая тех, у кого симптомы еще не появились.

По этой причине исследователи надеются на использование цифровых технологий для отслеживания контактов. Однако эта система предполагает, что власти должны быть осведомлены о передвижениях практически каждого гражданина. Ее применение не может быть выборочным — необходимо, чтобы государственные органы могли мониторить перемещение большинства населения с помощью мобильного приложения или постоянного доступа к геолокационным данным.

Согласно исследованиям специалистов Оксфордского университета, для достижения эффективных результатов данное приложение должно быть установлено у 60% населения.

В Великобритании NHSX — департамент технологий Национальной службы здравоохранения — работает над созданием собственного приложения. Исследование, проведенное факультетом медицины и институтом больших данных Оксфордского университета, посвященное перспективам его применения, было опубликовано 31 марта в журнале Science.

По мнению профессора Кристофа Фрейзера, одного из руководителей исследования, это приложение способно заменить строгий карантин и сохранить жизни людей. Ученые из Оксфорда, на чьи рекомендации опирается британское правительство, советуют внедрить данное приложение для плавного перехода от полной изоляции к нормальному образу жизни.

Сингапурская модель

Пример Сингапура является одним из наиболее часто приводимых доводов в пользу использования технологии отслеживания контактов вместо (или после) введения карантина. В этом островном городе-государстве власти внедрили приложение TraceTogether, которое заменило широкомасштабные меры изоляции. Несмотря на близкие связи с Китаем, в Сингапуре было зарегистрировано менее 3 тысяч случаев заражения вирусом.

TraceTogether функционирует не с использованием геолокации, а посредством Bluetooth-технологии, отслеживая лишь близкие контакты, а не все передвижения пользователя. Когда два устройства находятся на расстоянии до двух метров друг от друга, они устанавливают соединение. Если встреча продолжается более 30 минут, оба телефона фиксируют эту информацию. В случае заболевания одного из пользователей, государственные органы уведомляют всех, с кем он имел контакт в течение последних 14 дней.

Экраны приложений для отслеживания контактов
BBC
В ряде стран уже созданы мобильные приложения для отслеживания контактов

Южная Корея представляет собой яркий пример успешной борьбы с пандемией. Хотя в начале наблюдался резкий рост числа заражений, всего в стране зарегистрировано чуть более 10 тысяч случаев, а количество смертей на момент написания статьи составило 211 — что меньше, чем в Дании. При этом Корея смогла избежать всеобъемлющей изоляции, однако власти приняли решительные меры для отслеживания контактов инфицированных: они используют данные GPS от мобильных операторов, информацию о банковских транзакциях и имеют доступ к записям с видеокамер.

В Китае была внедрена система Health Check, разработанная правительством, которая функционирует на популярных платформах Alipay и WeChat. Эта система создает уникальные QR-коды, цвет которых варьируется в зависимости от статуса пользователя: зеленый (разрешение на передвижение), оранжевый (карантин на семь дней) или красный (карантин на 14 дней). Обладатели зеленых QR-кодов имеют возможность свободно перемещаться и пользоваться общественным транспортом.

Власти различных стран активно внедряют технологии, аналогичные сингапурским и корейским. Например, приложение, созданное израильским министерством здравоохранения, отправляет уведомления пользователям, если они находились в близости к инфицированному. Кроме того, полиция и контрразведывательная служба ШАБАК получили полномочия отслеживать передвижения граждан Израиля и выявлять тех, кто контактировал с больными.

Новая жизнь старых технологий

Прототип современных систем мониторинга контактов во время эпидемий был создан в 2011 году в рамках проекта FluPhone, реализованного в компьютерной лаборатории Кембриджского университета. Испытания с участием добровольцев состоялись во время вспышки свиного гриппа и показали эффективность данной технологии.

Существуют и активно применяются различные технологии, в том числе для мониторинга соблюдения карантинных мер, по всему миру. Во многих крупных городах установлены камеры, способные распознавать лица, мобильные операторы передают властям сведения о своих клиентам, а социальные сети делятся информацией о своих пользователях (в некоторых странах это происходит по судебному решению, в других — без него).

«Большинство из этих программ уже существуют, и если власти намерены использовать данные, то прекрасно понимают, где их можно найти», — отмечает Элли Фанк, аналитик американской НПО Freedom House.

В условиях пандемии изменилось лишь то, что практически исчезли значительные обсуждения относительно принимаемых мер. Ранее в государствах с авторитарными и гибридными режимами нововведения в области слежки вызывали протесты со стороны гражданского общества. Однако во время глобальной пандемии акцент сместился на борьбу с вирусом, и внимание общественности сосредоточено именно на этом.

«Отмена текущих мер, применяемых правительствами, может оказаться весьма сложной задачей, — отмечает Фанк. — Мы уверены, что пандемия закончится, и прилагаем усилия для того, чтобы новые системы наблюдения, установленные сейчас, не сохранились после ее завершения».

В Соединенных Штатах активисты за права человека подчеркивают, что после терактов 11 сентября 2001 года полномочия разведывательных служб по наблюдению значительно увеличились. Хотя угроза терроризма в значительной степени уменьшилась, расширенные полномочия продолжают действовать и в настоящее время.

Экраны приложений для отслеживания контактов
BBC
Аналоги сингапурских и корейских технологий берут на вооружение власти во всем мире

Специалисты и общественные деятели выражают беспокойство по поводу того, что данные технологии, внедряющиеся без предварительных обсуждений, могут остаться в использовании даже после завершения эпидемии. По мнению Эрики Марат, профессора Национального университета обороны в Вашингтоне, на постсоветском пространстве они могут стать обыденностью.

«Трудно сказать, когда завершится текущий кризис в сфере здравоохранения и когда станет возможным ослабление массового наблюдения, — отмечает Марат. — Эти меры могут надолго стать частью нашей жизни. Возникнет ли риск их использования для слежки за политическими противниками в авторитарных странах?»

Эдвард Сноуден, экс-сотрудник американских разведывательных органов, который стал известен благодаря раскрытию фактов о глобальной слежке за населением, также высказывает опасения, что текущие ограничения могут продолжать действовать и после окончания пандемии.

«Через пять лет, когда пандемия коронавируса останется позади, эти сведения все еще будут доступны [властям], и они начнут искать в них новую информацию», — отметил Сноуден во время видеовыступления на Копенгагенском фестивале документального кино.

В России проект «Роскомсвобода» выступает за цифровые свободы, сотрудничая с белорусской организацией Human Constanta для создания интерактивной карты систем наблюдения и нарушений прав в цифровом пространстве, связанных с коронавирусом, под названием Pandemic Big Brother. Данный ресурс доступен на русском, английском, французском и немецком языках.

В интервью Русской службе Би-би-си Артем Козлюк, руководитель «Роскомсвободы», отметил, что одной из ключевых задач интерактивной карты является мониторинг сокращения цифрового наблюдения после завершения пандемии. Активисты выражают сомнения в том, что авторитарные режимы откажутся от внедрения новых методов контроля.

Кроме того, Козлюк отмечает, что информация, собираемая государственными органами, нередко оказывается доступной мошенникам и коммерческим структурам. «Мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда базы данных, собранные государственными учреждениями и компаниями, появляются на черном рынке, — утверждает он. — Пока не происходит нарушения твоих прав, ты зачастую не понимаешь, что обладаешь правом на свободу слова, конфиденциальность связи и защиту личной жизни».

«Однако в тот момент, когда начинает действовать цензура, когда активизируется слежка, когда блокируются сервисы или утечка конфиденциальной информации происходит на черный рынок, всё больше людей осознают, что у них есть такие права», — отмечает Козлюк.

«После завершения пандемии мы все можем оказаться в сюжете сериала «Черное зеркало» и в мире, описанном Оруэллом», — подчеркивает он.

Перегибы на местах

Беспокойства активистов и специалистов уже начали сбываться. В стремлении быстро внедрить новые подходы в борьбе с пандемией, власти от Индии до Черногории значительно превышают рекомендации, предложенные учеными, и меры, которые можно обосновать с эпидемиологической точки зрения.

В различных странах власти начали осуществлять контроль за телефонными звонками своих граждан. Несмотря на то что эксперты не видят необходимости в использовании этих данных для цифрового мониторинга контактов, подобные меры уже были введены в Армении, Болгарии и индийском штате Керала.

Мэрия Москвы выпустила приложение под названием «Социальный мониторинг», которое запрашивает доступ не только к геолокации, но и к камере, телефонным звонкам, а также к данным с датчиков носимых устройств, включая информацию о пульсе и сердцебиении. В субботу власти столицы объявили о введении системы пропусков с QR-кодами. Аналогичные меры также реализуются в других регионах России.

В Черногории правительство разместило на своем официальном сайте список имен и фамилий граждан, которые были помещены на карантин.

Иранские власти выпустили приложение AC19, которое было удалено из Google Play после того, как эксперты выяснили, что оно запрашивает личные данные пользователей, такие как имя, пол, номер телефона, рост и вес, и отправляет эту информацию на сервер разработчика. Министерство здравоохранения Ирана направляло сообщения всем гражданам с рекомендацией установить это приложение.

Даже в Сингапуре, который часто считается образцом этичной слежки, Министерство здравоохранения опубликовало детализированные данные о заболевших. На основе этой информации местный разработчик создал интерактивную карту случаев, с помощью которой можно легко идентифицировать отдельных людей.

Графический элемент оформления
BBC

Между сильной рукой и свободой

Колумнист Washington Post Дэвид Игнатиус в беседе с Русской службой Би-би-си отметил, что не исключает возможность ужесточения контроля над обществом в различных странах, однако уверен, что ценность демократии и науки останется неизменной.

Игнатиус является старшим научным сотрудником Гарвардского университета, и вместе с коллегами из этого учебного заведения он обсуждает, каким образом будет выглядеть мир после пандемии коронавируса.

Люди испытывают страх, и в такие периоды усиление контроля со стороны государства может восприниматься как обнадеживающий шаг, — отметил Игнатиус. — Однако некоторые из этих инициатив могут привести к серьезным негативным последствиям. Хотя в области здравоохранения преимущества системы, при которой власти следят за каждым гражданином, очевидны, с точки зрения конфиденциальности это может повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Однако помимо усиления позиций авторитарных правителей, кризис может также привести к росту влияния ученых и экспертов. «Интересно отметить, что в Китае, несмотря на восхваление Си Цзиньпина как сильного лидера, население наиболее эмоционально отреагировало на смелого врача из Ухани, Ли Вэньляна, который одним из первых сообщил о вспышке вируса, — отмечает автор. — Его высказывания вызвали такой значительный резонанс, что даже Коммунистическая партия в конечном итоге поддержала его, хотя сначала критиковала».

В условиях кризиса государственный контроль приносит определенные выгоды, однако, по мнению Игнатиуса, гораздо более значимыми являются прозрачность, открытость и свободный доступ к надежной информации.

«Одна из проблем авторитарных режимов, таких как Китай, Россия и Иран, заключается в том, что население не верит официальным данным», — утверждает он.

Иллюстрации от Олеси Волковой. В работе применены изображения из Getty Images

Related posts