Трагедия в селе Команы: мученическая смерть монаха в Абхазии

В одном из греческих храмов есть фреска с изображением сцены убийства грузинского иеромонаха Андрея Курашвили. Это произошло во время войны в Абхазии, ему было всего 27 лет. Мы хотим рассказать вам эту историю во многом и потому что вместе с грузинским клириком в тот трагический день погиб и иподьякон Юрий Ануа – этнический абхаз. Это рассказ о том, как абхаз и грузин ценой жизни отстояли друг друга и свою веру. 

Начнем с начала. 3 апреля 1966 года в семье Элгуджи и Ламары Курашвили, проживавших в городе Багдати, родился сын, которого нарекли Паатой. С раннего возраста юноша отличался острым умом и физической силой. В школе Паата любил литературу, спорт, становился чемпионом по каратэ и греко-римской борьбе, был общителен и много времени проводил с друзьями. Затем были техникум и служба в армии в Венгрии, после которой Паата увлекается религией. 

Из воспоминаний будущего монаха мы знаем, что по возвращении в Грузию он первым делом снял с себя советскую военную форму и пустил ее вниз по реке. Родственники рассказывали, что Паата сильно изменился, он неделями мог не выходить из дома и читать духовную литературу. 

В 1991 году молодой человек впервые посетил монастырь святого апостола Андрея Первозванного в Схалте, вскоре после этого он уединится в пещере, где проведет несколько недель в молитвах. В 1992 году на свой день рождения будет рукоположен в монахи и получит имя Андрей в честь Андрея Первозванного. 

Он вел аскетический образ жизни, ел очень мало, много работал и молился. Рассказывают, что монах Андрей спал на голых досках, а порой даже сидя. Со временем с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго Андрея Курашвили назначили предстоятелем церкви святого Иоанна Златоуста в селе Команы.

Команы – небольшое село в Абхазии, церковь стоит на возвышенности в самом сердце населенного пункта. По преданию здесь обрели кончину и были погребены два святых христианских мученика: Василиск и Иоанн Златоуст.

В этом селе отца Андрея встретил Юрий Ануа, абхаз по национальности, человек по рассказам образованный, глубоко верующий и принципиальный, пользовавшийся большим уважением в Абхазии. Ануа на собственные деньги восстановил церковь святого Иоана Златоуста и построил лестницу из 1500 ступеней. Он надеялся, что Команы станут одним из важнейших духовных центров Грузинской православной Церкви. За свои заслуги Юрий Ануа удостоился высшей награды ГПЦ – ордена святого Георгия первой степени, который он получил из рук Католикоса-Патриарха Илии Второго. 

Отец Андрей приступил к службе в храме в разгар войны. Село к тому моменту уже опустело. Его службы в основном посещали военнослужащие, находившиеся на месте. 

На рассвете пятого июля 1993 года в Команах начались боевые действия, к полудню село было захвачено абхазским батальоном. Отец Андрей призвал свою паству к молитве, в храме находилась семья Юрия Ануа, незадолго до этого посвященного в иподьяконы, немногочисленные прихожане, в основном больные и старики, которые не смогли вовремя уехать. В дверь постучали. С благословения предстоятеля ее открыл Юрий Ануа, он сообщил пришедшим, что абхаз и молится вместе с грузинами за прекращение войны. Ануа первого спросили: «Чья это земля, грузинская или абхазская», он ответил «Божья». Строителя церкви выволокли наружу, повесили за ноги, долго мучили, а потом убили. 

Через несколько часов из храма вывели отца Андрея, ему задали тот же вопрос, за которым последовал аналогичный с Ануа ответ. Очевидцы рассказывали, что перед смертью отец Андрей молился, боевики не могли смотреть ему в глаза, священнослужитель умер от трех выстрелов в затылок. Говорят, в июльскую жару его тело пролежало без признаков тления целых три дня. 

Те, кто выжил той ночью, рассказывают, что после этого все изменилось. Люди перестали бояться боевиков, а последние как будто бы осознали масштаб совершенного преступления. 6 июля из Москвы в Команы пришел приказ не трогать служителей храма, но было уже поздно. 

Отца Андрея отпевали прихожане. Утром 7 июля в праздник святого Иоанна Предтечи его похоронили у стен храма, а на могиле установили деревянный крест. 

Священнослужитель грузин и восстановивший храм абхаз погибли мученической смертью. Они остались верны себе и своей вере, а их история дошла до нас, как одна из самых трагических, но вместе с тем и самых великих.

 

Подпишись на нас в соцсетях:

URL: https://sova.news
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sova.news/
Twitter: https://twitter.com/sovanews

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => SOVA-блог