123339701 gettyimages 1238664553 Новости BBC ДНР, Украина. Россия

«Хотят посеять панику и создать красивую картинку». Что говорят о ситуации в ДНР местные жители

Ситуация вокруг самопровозглашенных республик Донбасса продолжает накаляться — их власти утверждают, что Украина их обстреливает, хотя в Киеве эту информацию отрицают. Российские власти в свою очередь сообщают о попаданиях снарядов, выпущенных со стороны Украины, на территорию Ростовской области, и о гибели в России неких украинских диверсантов (эту информацию Киев также опровергает). На этом фоне в ДНР и ЛНР продолжаются эвакуация гражданского населения и мобилизация.

Русская служба Би-би-си поговорила с жителями самопровозглашенной Донецкой народной республики, которые не стали из нее уезжать, о том, что там происходит. По словам этих людей, мужчин забирают в военкоматы прямо с работы, многие жители выступают против эвакуации и во время обстрелов делят подвалы с соседями.

«Никто не понял, из-за чего объявили эвакуацию»

«ДНР — это Зазеркалье. По ощущениям, половина событий, о которых сообщают их пресс-службы и телеграм-каналы, выдуманы их же сотрудниками, сидящими у компьютеров», — рассказывает один из журналистов, работающих в ДНР. С пятницы он живет в центре Донецка, где, по его словам, до сих пор все спокойно: вода есть, электричество есть, связь есть, работают кафе, по улицам гуляют семьи с детьми. Там же можно встретить мужчин призывного возраста — не все из них ушли в ополчение.

По словам местных, город опустел, но не сильно. «На добровольную эвакуацию согласились далеко не все, просто многие сидят по домам и подвалам, реже выходят», — говорит Би-би-си водитель донецкого автобуса.

Объявление эвакуации для жителей было неожиданным. «Никто не понял, из-за чего приняли такое решение. Ведь ничего не предвещало. Последние пару недель не было прилетов. Было тихо», — недоумевает автомеханик Тимофей. Он с семьей остался в городе. «Несмотря на то, что у меня в России есть квартира, и моя жена — россиянка. Все мои друзья и родственники в Донецке остались. Потому как понимают, что это все бред. Хотят посеять панику и создать красивую картинку», — считает он.

Но стреляют в области, по словам Тимофея, массированно: «Так, как не было с 2015 года. Видимо, что-то будет. Для чего-то же выгоняют всех отсюда? И да, именно выгоняют. У меня знакомая — учитель. И им сказали — либо эвакуироваться, либо увольняться по собственному желанию».

По ночам становится страшно, признается собеседник Би-би-си. «Потому как просыпаться от звука запуска гаубицы в километре от тебя — то ещё удовольствие. А ведь у меня чуть ли не лучший подвал в городе. Большой, отапливаемый. Поэтому одна семья уже две ночи подряд ночует тут. Потому как стали запускать гаубицы в 200 метров от их дома. А там двое детей и беременная жена. В общем, мы не унываем, но переживаем, что что-то будет», — отмечает он.

Не собирается уезжать и жительница Донецка Людмила. «Когда объявили эвакуацию, было очень страшно, но родные стены покидать не хочу. Решила не эвакуироваться, потому как это мой любимый город. И вообще — хорошо там, где нас нет. У меня свой дом и хозяйство. Любимая кошка, собака. Я подготовилась к бомбёжкам, купила всё необходимое, узнала, где ближайшие бомбоубежища и жду. Надеюсь, что серьезной эскалации конфликта не будет», — объясняет она.

«Мы не аналитики, не политологи, мы металлурги»

Один из жителей Харькова рассказал Би-би-си, что в Донецкой области живет его родной дед Владимир Ключко, ему почти 85 лет. С 2014 года он отказывается уезжать из своей деревни в Харьков, так как не хочет бросать «дом, огород и кошку». Но два дня назад он позвонил родным и потребовал срочно его забрать, потому что увидел по российским каналам, что украинские войска якобы атакуют Донбасс. «Тут всех эвакуируют в Россию, заберите меня, я не хочу в Ростов», — пересказывает его слова собеседник Би-би-си. Родственники из Харькова попытались объяснить, что Украина не нападает и что в Ростов людей везут только по их желанию. В понедельник пенсионер позвонил снова и сообщил, что в области объявили добровольную мобилизацию для лиц старше 55 лет и он едет в окружной комиссариат в Комсомольске забирать автомат. На вопрос семьи, что он с ним будет делать, он сказал: «Обороняться от фашистов».

Мобилизация в непризнанных республиках набирает обороты. С понедельника по городским улицам ездят автобусы с громкоговорителями, призывая мужчин старше 18 лет обращаться в свои районные комиссариаты для «корректировки контактных данных». Все жители Донецка и Луганска упоминают приходящие от комиссариата смс-сообщения с призывами «идти защищать Родину». Некоторые говорят уже о случаях принуждения идти в окопы.

AFP
Власти самопровозглашенной ДНР объявили мобилизацию

«Да, тут реально забирают, сегодня брат говорил, что даже машины останавливают и с машин забирают, — рассказывает живущий в Луганске 36-летний Иван. — Вчера в центре была облава, это я сам лично видел. Возле магазина «Мизер» и торгового центра «Детский мир» группа людей в военной форме останавливала прохожих парней и мужчин и садила в рядом стоящие автобусы, которые были пригнаны для этих целей». Жена Ивана с утра, возвращаясь с тренировки по йоге, видела, как к подъезду одного из домов подъехала газель с людьми в военной форме — они пошли в подъезд обзванивать квартиры.

Дончанин, попросивший не называть его имя, рассказал, что из-за принудительной мобилизации он в понедельник был вынужден остаться дома и не выйти на работу. «По городу ездят грузовики с военными, которые останавливаются и ловят людей прямо на улицах и во дворах. И вручают им бессрочную повестку. Если люди отказываются, обещают приехать вечером по домашнему адресу и забрать силой», — говорит мужчина, который работает водителем продуктовой компании.

Он уточняет, что в его фирме есть приказ об отсрочке мобилизации водителей, потому что они обеспечивают поставку продуктов на рынки и в магазины. Но он все равно решил не выходить на работу из-за опасений, что «забрать могут прямо с улицы». По его словам, в понедельник утром из хлебозавода Буденновского района Донецка, где работают его друзья, мобилизовали 19 водителей, и теперь некому ехать в магазины, «город останется без хлеба». «Я считаю, что все это провокация и что людей просто забирают на пушечное мясо», — добавил мужчина.

Мужчин призывают, некоторых прямо с работы, говорит Татьяна из Алчевска. «Наш металлургический завод даже во время ВОВ бронь рабочим давал. Там такое оборудование — одним женщинам никак не справиться без мужчин. Сложно сказать, почему именно сейчас, потому что Украину подталкивают к этому. Но мы же не аналитики, не политологи, мы металлурги. Нам бы просто работать. Тем более у нас сейчас на меткомбинат новый хозяин пришёл, жизнь только наладилась», — сетует она.

«У нас нэмаэ девятого кабинета!»

Все собеседники Би-би-си подтверждают, что с пятницы в области чаще и сиьнее, чем раньше, слышна артиллерия. «Это отдаленный гул по утрам и ночам — буф, буф! Раньше этого не было», — говорит один из местных фотографов. «Мы раньше различали, а сейчас непонятно — то ли это прилеты, то ли отлеты, — вздыхает жительница Петровского района. — Тем более когда вы находитесь в помещении — непонятно, откуда стреляют. Утром снова была канонада, раньше мы на такое не обращали внимания, а сейчас после новостей об обострении — все стали дерганые».

На вопрос, кто и как устраивает обстрелы, ни у кого нет правдивых ответов. Даже сейчас, когда народная милиция говорит, что где-то у Новоазовска идут с кем-то бои — проверить это почти невозможно, говорят местные жители. Журналисты выезжают на место событий после обстрелов. Видят разрушенные здания или дырки в стеклах. Камер слежения там нигде нет. Вокруг из людей — никого. Пострадавших пока нигде не было. Кто запустил сюда снаряд, откуда, когда — ничего неизвестно, свидетелей нет. «Так выглядел и обстрел школы якобы с украинской стороны. Здание стояло пустым, все дети учились на удаленке, никто ничего не видел и не слышал», — говорит один из корреспондентов, работающих в Донецке.

С 19 февраля учебу в школах прекратили, но в понедельник утром в школе, например, Петровского района, планировали принять детей, чьим родителям надо было обязательно уходить на работу. «Там должны были их развлечь, занять, чтобы им было не страшно, — рассказывает один из жителей поселка. — Но это был вопрос еще не решенный. Ведь в школе нет бомбоубежища, если что — только под парты и на пол ложиться. Поэтому решили оставить это родителям, чтобы они сами попробовали обеспечить безопасность детей. В домах хотя бы подвалы есть».

Около четырех утра 21 февраля сторож школы Петровского района позвонила учителям. «Ирина, у нас нэмаэ девятого кабинета! Я зашла — а его нэма!» — кричала она. Приехавшие утром сотрудники увидели две воронки во дворе — и разрушенные взрывной волной шесть кабинетов на втором и третьем этаже школы. В 2015 году основной корпус этой школы уже разбивали установками «Град». В этот раз пострадали боковые корпуса.

Откуда прилетели снаряды — никто не знает. Расследование провести уже не удастся. Днем учителя своими силами выгребли все завалы, убрали осколки, расчистили кабинеты от мусора и принялись заколачивать фанерой и пленкой окна: «Не дай бог завтра морозы — у нас отопительная система лопнет. Где можно, заколачиваем».

Несмотря на обстрелы, местные говорят, что из 119 семей, чьи дети ходили в разрушенную школу, уехали только около 20. Из 43 сотрудников учебного заведения согласились на эвакуацию не больше трех человек. «Мы с семьей сразу решили остаться. Моя мама категорически не готова уезжать. Старший сын учится в университете. Вчера еще говорили, что им надо взять всем справки, что они студенты, чтобы их не призвали в армию. У нас ведь бывает, что на улице патруль останавливает и везут в военкомат парней. А вот сегодня издали указ, что всех будут призывать, даже студентов… Не знаю. Но мы не уезжаем, остаемся. Как скажут — так и сделаем».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC