Уроки Карабаха: какие выводы не сделала Грузия
Уроки Карабаха: какие выводы не сделала Грузия

Уроки Карабаха: какие выводы не сделала Грузия

В Карабахе закончилась война. Россия, Армения и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня. Россия направила в Нагорный Карабах почти 2000 своих военнослужащих и тем самым укрепила свои позиции на Южном Кавказе.

Благодарность президента

Пока Россия доставляла членов миротворческого контингента и грузы на тяжелых военных самолетах Ил-76MD через грузинское воздушное пространство, президент Грузии и ее советники в резиденции князя Орбелиани составляли письмо, адресованное Баку, Еревану и Москве. В коротком послании Саломе Зурабишвили благодарила посредников за координацию карабахского урегулирования и заявила о «новой эре» на Кавказе.

На послание президента резко отреагировал дипломат на пенсии Ян Келли, который в ранге посла США прибыл в Грузию в 2015 году.

В своем Twitter он написал:

«Как может президент Грузии поздравлять с соглашением, которое закрепляет еще одну российскую оккупацию Кавказа и блокирует Запад?».

Критически настроенная общественность также припомнила Зурабишвили главное предвыборное послание во время гонки 2018 года, когда президент особенно гордилась своим участием в переговорах о выводе российских военных баз, дислоцированных в Батуми и Ахалкалаки.

Послание президента Грузии быстро подхватили российские федеральные телеканалы. В одном из эфиров телеканала «Россия 1» заместитель председателя Госдумы России Петр Толстой подчеркнул, что Москва в лишний раз доказала: «все находящееся на постсоветском пространстве – это зона наших интересов», а российские миротворцы «сумели остановить конфликт».

Тема российских миротворцев очень болезненная для Грузии. И для этого есть объективные причины. После распада СССР, фактически на всех местах расположения советской армии, в Грузии российские военные остались под мандатом коллективных сил по поддержанию мира под эгидой СНГ на базе вооруженных сил России. Правовой основой стало так называемое «Сочинское соглашение», подписанное покойными Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе. В 1992-м году проблемы с миром появились сначала в Цхинвальском регионе, спустя два года уже в Абхазии. С тех пор российские военные сменили голубые каски на зеленые и стали стороной конфликта в Грузии.

Новые «новые реалии»

До сентябрьского противостояния в Нагорном Карабахе, помимо Грузии, Россия располагала военной базой лишь в армянском городе Гюмри. Аналитики изначально связывали «бездействие» России в ходе конфликта с ее планами изменить баланс сил у своих южных границ. По мнению Давида Брагвадзе, эксперта по вопросам международной безопасности (GISP), присутствие  дополнительных российских вооруженных сил в регионе вызывает беспокойство, но тем не менее не драматично влияет на баланс сил. Главная проблема, по его словам, это появление российских военных в конфликтах, в которых они официально не были представлены.

«Главная проблема –появление российских военных в единственном государстве на Южном Кавказе, в котором до сих пор они не были представлены».

При этом, по словам Брагвадзе, новые реалии могут сделать Баку более зависимыми от Москвы. Об этом свидетельствует и опыт Грузии, о котором поспешил напомнить Толстой. Российский политик заявил, что любой, кто покусится на жизнь русского миротворца, «получит так, что и не снилось Саакашвили».

И на всякий случай уточнил:

«Если в прошлый раз Тбилиси не взяли, то в этот будет гораздо все серьезнее, чем было тогда. Россия не даст себя в обиду и не оставит своих друзей в беде».

Срок пребывания миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта, согласно подписанному тремя сторонами документу – пять лет с возможностью продления еще на пять.

«Усиление в регионе влияния России не входит в интересы Грузии».

«Россия заполучила коридор, связывающий Карабах и Армению, а также коридор, связывающий Нахичевань с остальным Азербайджаном. В целом, у России будет возможность воздействовать на Армению и Азербайджан. Она узаконила свое присутствие на азербайджанской территории по формуле 5+5. То есть минимум на пять лет. До этого тоже самое она сделала на оккупированных территориях Грузии»,  – говорит Зураб Батиашвили, исследователь Фонда Рондели (GFSIS).

Для эксперта по вопросам международной безопасности Давида Брагвадзе очевидно, что произошедшая в регионе трансформация вызовет изменения в настроениях жителей оккупированных территорий Грузии. Хотя прогнозировать, в каком они будут направлении, ему пока сложно.

«В Цхинвальском регионе уже давно доминирует мысль де-факто правительства о присоединении к России. Возможно, увидев, что Россия практически не защитила от агрессии своего союзника – полноценного члена международного сообщества, ООН, у них появится страх, что Россия может отказать в своем покровительстве. Соответственно, думаю, что в случае Цхинвали может усилиться желание прямого присоединения к России.

Что касается Абхазии, там доминирует идея независимости. Уровень недоверия к России в Сухуми, возможно, возрастет. Хотя сложно предсказать, во что это может вылиться на практике. При этом, я не вижу перспективы желания Сухуми сотрудничать с Тбилиси исходя из российского фактора. Хотя уже прозвучала от де-факто лидеров риторика о необходимости диалога. Возможно, все эти факторы укрепят в Абхазии недоверие к России».

Главный урок для Грузии, по мнению Брагвадзе, это важность повышения обороноспособности страны.

«Что сейчас нужно сделать Грузии – оценить ситуацию и сделать выводы. Например, решить, как во время военных операций использовать дроны», – считает и Батиашвили.

«Все страны, в том числе и Грузия, должны пересмотреть свое военное планирование».

По оценкам специалистов по качеству вооружения Азербайджан – «номер один» в регионе. И Тбилиси, в этом отношении, сильно отстает от Баку.

«Мы видим, что у нас по соседству очень сильная склонность к авторитаризму. Россия и Азербайджан уже достаточно давно представляют этот режим. Он усиливается и в Турции. Под угрозой армянская демократия, признаки которой выявились в результате «бархатной революции». После этого соглашения, позиция Пашиняна ослабнет. Есть шанс, что в правительство вновь придут реваншистские авторитарные силы. В этих условиях единственным выходом для Грузии остается как можно быстрое развитие демократических институтов и формирование полноценной демократии».

Несмотря на неутешительные прогнозы специалистов, правительство Грузии не спешит с созывом Совета безопасности для того, чтобы оценить новую геополитическую реальность, в которой проснулся Южный Кавказ 10 ноября.

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика