27 минут назад
Автор фото, Mod.gov.az
В Азербайджане начался внезапный призыв резервистов: давно уволенных в запас зовут в военкоматы и сразу отправляют на учения, а на улицах полиция забирает личные кузовные автомобили для нужд армии. При этом ни военного положения, ни всеобщей мобилизации не объявлялось.
В понедельник утром 37-летний дизайнер Вагиф (имена героя и его супруги изменены) собирался пойти на работу, когда ему позвонили из военкомата. Отслуживший в армии почти 20 лет назад Вагиф числился военнослужащим в запасе.
«Его вызвали в военкомат, сказали, что нужно отметиться, — рассказывает его жена Ламия, — он поехал туда и исчез».
Ламия не находила себе места от волнения до полуночи, когда муж наконец перезвонил.
«Сказал, что зарядка на мобильном заканчивается и что его забрали на сборы. Нашему сыну через день исполнялось восемь лет. Вагиф попросил меня поздравить его и извиниться, что папы нет рядом», — рассказывает она.
По ее словам, сначала предполагалось, что он будет на сборах всего 15 дней, но позднее, позвонив с чужого телефона, так как свой у него забрали, он сообщил, что срок продлевается до двух месяцев.
«Муж всегда гордился своей шевелюрой, но сообщил мне, что его уже обрили, — вспоминает она. — Кроме того, говорил, что ему до сих пор не могут подобрать форму из-за лишнего веса».
Мобилизация?
В Азербайджане началась мобилизация военных запаса, сообщает в заявлении Государственная служба по мобилизации и призыву на военную службу.
«В соответствии с законом «О военной обязанности и военной службе», военнообязанные в период запаса призываются на военные тренинги, военные проверки и спецзадания», — сказано в заявлении.
Позже в интервью местным СМИ в госслужбе пояснили, что речь идет об обычных сборах военнообязанных служащих запаса, в ходе которых те закрепляют свои военные навыки и знания.
Кроме того 21 сентября жители Азербайджана делились сообщениями о том, как полиция конфискует личные пикапы и отправляет на отдельную стоянку.
В сообщении министерства внутренних дел говорится, что полицейские действовали согласно «Правилам регистрации военной техники», утвержденным кабинетом министров страны. По словам чиновников, МВД будет диагностировать машины «с целью своевременного, качественного и полного прикрытия вооруженных формирований».

Автор фото, AzerTag
Эхо недавней войны
Но хотя не объявлены ни всеобщая мобилизация, ни военное положение, люди обеспокоены, а местные политики обсуждают возможность новой войны с Арменией.

Армяно-азербайджанский конфликт
В центре конфликта между Азербайджаном и Арменией стоит территориальный спор о статусе Нагорного Карабаха.
В советское время эта территория входила в состав Азербайджанской ССР в статусе автономной области, но была населена преимущественно армянами. Споры о ее принадлежности привели к полномасштабной войне, закончившейся в 1994 году перемирием.
Сейчас территория Нагорного Карабаха и семь прилегающих к ней районов находятся под контролем армянских сил — непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР).
Баку считает эту территорию оккупированной. Ереван официально не признает независимость НКР, но называет себя гарантом ее безопасности, а бюджет и армия республики тесно связаны с Арменией.

Дело в том, что несколько дней назад на границе с Арменией погиб азербайджанский военнослужащий, после чего президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил Армению в подготовке к войне.
«Они готовятся к новой войне. Идет концентрация их сил недалеко от линии соприкосновения, — сказал он 19 сентября. — Мы все видим, все отслеживаем. Отслеживаем все их действия. Конечно, мы будем обороняться. Так же, как оборонялись в Товузе, будем обороняться на всех остальных направлениях».
Товуз, о котором говорит президент, — тот самый приграничный с Арменией район, где в июле произошли боестолкновения. Тогда с азербайджанской стороны погибло полтора десятка человек, включая генерал-майора.
Обе страны обвинили друг друга в эскалации. В Баку прошла многотысячная демонстрация, участники которой требовали возмездия и освобождения оккупированных армянами территорий.
Самое ожесточенное столкновение на линии соприкосновения сторон произошло в апреле 2016 года, когда в результате «пятидневной войны» в Карабахе погибли десятки военнослужащих и гражданских лиц.
Большой войны не будет
Попытки получить комментарий от азербайджанских экспертов оказались безуспешными: одни ссылались на занятость, до других не удалось дозвониться.
Британский политолог и исследователь конфликтов на Кавказе Лоуренс Броерс уверен, что в полномасштабной войне не заинтересованы ни Азербайджан, ни Армения.
«Мы увидели в июле этого года и в апреле 2016 года, что пограничный ландшафт и инфраструктура предотвращают возможность полномасштабной войны, — говорит он. — Гораздо более вероятна эскалация мелкого масштаба».

Автор фото, president.az
Официальный представитель министерства обороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы отказался комментировать вопрос о возможности повторения июльских событий.
Карабахский конфликт и отношения с Арменией — самая больная тема в азербайджанском обществе, которую не смогла затмить даже пандемия коронавируса.
На этой неделе МИД Армении заявил о готовности к переговорам с Азербайджаном.
Мнения в соцсетях разделились. «Деньги от нефти оседают в карманах чиновников. Их отпрыски что, ездят на самокатах? — спрашивает Байрам. — Самые крутые внедорожники у них».
«Пикапы нужно все ставить на учет, чтобы в случае войны ими можно было воспользоваться», — считает Галиб.
А Вагиф, с чьей истории мы начали эту заметку, все же смог позвонить в день рождения сына и поздравить его. Попросил прощения, что не мог быть рядом с ним, рассказывает Ламия: «Накануне сын все время спрашивал: «А когда вернется папа? Я скучаю».