114056461 tass 41080686 Новости BBC

Навального долго не пускали на лечение за границей. Законно ли это и какую роль сыграл Кремль?


Политик Алексей Навальный находится в больнице Омска в состоянии комы после того, как ему стало плохо на борту летевшего в Москву самолета. Его соратники уверены, что основателя ФБК отравили по политическим причинам. Доктора ставят диагноз «нарушение обмена веществ». Только к вечеру пятницы семье Навального разрешили перевезти его на лечение в Германию.

Вечером по московскому времени в омской больнице, где Навальный провел около полутора суток, состоялся очередной консилиум — впервые с участием супруги Навального Юлии. Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш сообщила, что «переговоры о транспортировке Алексея [в Германию] сдвинулись с мертвой точки». «Есть вероятность, что Навального сейчас удастся перевезти. Жаль, что для принятия этого решения врачам потребовалось столько времени. Самолёт ждёт с утра, документы тоже были готовы тогда же», — рассказала Ярмыш.

«Немецкая бригада посчитала Навального транспортабельным, но на тот момент мы решили совместно считать вопрос преждевременным, — рассказал Анатолий Калиниченко, замглавврача омской больницы скорой помощи №1, где находится политик, . — Имея просьбы родственников о транспортировке, они берут этот риск на себя, мы не возражаем».

Состояние Алексея Навального и возможность его транспортировки в Европу обсуждались в телефонном разговоре Владимира Путина с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Как сообщает Рейтер со ссылкой на источник в ЕС, Путин сказал, что Навальный «заболел». Кремлевское коммюнике не упоминает об этой теме разговора.

Би-би-си отвечает на главные вопросы о происходящем.

Что сейчас происходит с Навальным? Какой у него диагноз и что доктора говорят про версию об отравлении?

Навальному стало плохо накануне при вылете из Томска в Москву. В Сибири политик находился в турне в преддверии единого дня голосования — в нескольких городах на выборы идут поддержанные им кандидаты.

По словам его пресс-секретаря Киры Ярмыш, в аэропорту Томска Навальный выпил чай, а больше утром 20 августа ничего не ел и не пил. В самолете оппозиционеру стало плохо. У него появилась испарина. Отправившись в туалет, Навальный потерял сознание. Пассажиры рейса публиковали видео, на которых слышно, как он кричит.

Члены экипажа нашли на борту фельдшера. Она оказала Навальному первую помощь — дала ему нашатырь и воду. После экстренной посадки в Омске политика на машине «скорой» увезли в реанимацию в больницу скорой медицинской помощи № 1. Там его в состоянии комы подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

Накануне же несколько СМИ, в том числе Интерфакс, сообщили, что Навального могли отравить «неустановленным психодиcлептиком». Ряд изданий предположили, что речь идет об оксибутирате натрия. Это сильный галлюциноген с тяжелыми последствиями при передозировке.

Тем не менее в омской больнице таких веществ в анализах Навального не нашли. Его точный диагноз не называют до сих пор, даже его жене Юлии Навальной.

Главный врач омской больницы скорой помощи №1 Александр Мураховский сообщал, что врачи сейчас рассматривают пять возможных диагнозов (какие, он не уточнял). Замглаврача Анатолий Калиниченко говорил, что «ядов или следов их пребывания в крови и моче госпитализированного в Омске Алексея Навального на сегодняшний день не выявлено».

Позже главврач Мураховский сообщил, что, по мнению врачей, политик мог впасть в кому не из-за отравления, а «из-за нарушения углеводного баланса»: «Сейчас мы склоняемся к диагнозу — нарушение углеводного баланса, то есть нарушение обмена веществ. Вызвано это может быть резким понижением сахара в крови. Реаниматологи делают все, дабы Навального вывести из комы».

«При современных средствах лабораторной диагностики нетрудно определить яд, — сказал Би-би-си главный научный сотрудник отдела токсикологии и психореабилитации петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Виктор Шилов. — У людей ухудшается здоровье не только при отравлении, отравление — самый простой вариант». Шилов считает, что оснований не доверять выводам консилиума нет.

Совсем другая позиция — у лечащего врача Навального, главы «Альянса врачей» Анастасии Васильевой: «Нарушение обмена веществ может быть при огромном количестве заболеваний. Это состояние, а не диагноз». По ее мнению, как раз отравление и могло вызвать подобное состояние.

Кроме того, приехавший в Омск директор Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов в пятницу сообщил, что неназванная сотрудница полиции сообщила ему и Юлии Навальной, что в анализах оппозиционера якобы нашли вещество, «смертельно опасное не только для Алексея, но и для окружающих», а «все вокруг должны находиться в костюмах защиты». Назвать его она, по словам директора ФБК, отказалась, сославшись на «тайну следствия».

Мураховский также рассказал, что на смывах с одежды и рук Навального нашли вещество 2-этилгексил дифенил фосфат. Анализы проводили сотрудники «химической лаборатории УМВД России по Омской области», рассказали в областной полиции. «Это не яд, не отравляющее вещество, обычная промышленная химия», — заверил главврач.

Вещество указано в федеральном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ Роспотребнадзора. Там отмечается, что оно применяется в химической, а также в нефтедобывающей промышленности и дорожном строительстве. В регистре отмечается клиническая картина острого отравления 2-этилгексил дифенил фосфатом: головная боль, головокружение, першение в горле, кашель, слезотечение, нарушение частоты дыхания. Вещество наиболее сильно поражает центральную нервную и дыхательную системы, а также желудочно-кишечный тракт, печень, почки, кожу и глаза. Оно вызывает раздражение при попадании на кожу и глаза.

«Это вещество, используемое при пластификации в производстве упаковки, пищевой пленки, пластиковых стаканчиков, оболочки для колбас, — объяснил Би-би-си Алексей Лодягин, руководитель отдела клинической токсикологии НИИ скорой помощи имени Джанелидзе. — Оно не является столь токсичным и [по анализам] мы не знаем его концентрации».

«Такое вещество не так часто встречается, это что-что из фосфатных соединений неорганических, иногда применяется как пестицид», — сказал Би-би-си токсиколог, бывший сотрудник минздравсоцразвития Реваз Хонелидзе.

«Омские коллеги — высокопрофессиональные специалисты. Они констатируют то, что было обнаружено. Я так понимаю, что они ищут везде, где только можно, и просто констатируют факт, что было найдено», — уточнил Лодягин, добавив, что с медицинской точки зрения не стал бы придавать обнаружению вещества большого значения.

Почему Навального не дают транспортировать, разве можно это запретить?

Родственники Навального со вчерашнего дня пытались увезти политика на лечение в другую больницу. Рано утром по омскому времени в аэропорт города прилетел медицинский самолет, на котором политика собирались доставить в Германию. Весь день врачи отказывали родственникам Навального в его транспортировке. Лишь к вечеру по Москве (и почти ночью по омскому времени) врачи согласились на транспортировку политика — под ответственность его супруги. Навального хотят поместить в берлинскую клинику «Шарите», где после отравления лечили издателя «Медиазоны» Петра Верзилова.

Немецкие врачи приезжали в больницу, где находится Навальный, и пообщались с ее персоналом, но к родственникам оппозиционера их по неясной причине не допустили. Соратник Навального Алексей Волков позже рассказал, что, по заключению немецких реаниматологов, оппозиционер «транспортабелен, может лететь». Откуда получены такие данные, Волков не уточнил.

Отказ от госпитализации и тактику лечения пациента регулирует федеральный закон «Об охране здоровья». По словам главы базирующегося в Омске Центра медицинского права Алексея Панова, с юридической точки зрения на данный момент доктора имеют право удерживать Навального в больнице.

«Насколько я понимаю, Навальный находится без сознания, в коме. Волю он выразить не может. Поэтому сейчас решение о лечении и медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей того медучреждения, где он находится. Все правомочно», — объяснил юрист.

При этом, если Навальный придет в сознание и сам откажется продолжать лечение в Омске, удерживать его больница не сможет: политику предложат подписать информированное согласие, предупредив о всех рисках отказа от госпитализации, и потом отпустят, добавил Панов.

Алексей Горяинов, адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права в России, разъяснил Би-би-си, что по действующим российским законам в ситуации, когда пациент находится без сознания, у родственников фактически нет никаких законных рычагов, позволяющих принимать решения о его лечении.

Исключение — это несовершеннолетние или недееспособные граждане, к которым Навальным не относится.

«У нас принцип автономии воли пациента. Только он может принимать решение, как или кто его лечит. В случае, если он не может принять это решение, единственное лицо, отвечающее за пациента, — это лечащий врач. Если лечащий врач понимает, что ему одному не хватает компетенции и нужны специалисты других профилей, можно созвать консилиум, — объясняет Горяинов. — Конечно, родственники могут предоставить консилиуму сведения, почему они хотят увезти Алексея за рубеж — например, из-за имеющегося в другом месте оборудования. Если будут обоснования и медорганизация поймет, что риска нет, то возможно, она пойдет на транспортировку. Если риски транспортировки превышают риски отказа от нее, то этого не будет».

По практике Горяинова, в России нередки случаи, когда при гибели пациента во время транспортировки на врача, принявшего решение, заводят уголовное дело: «Человека родственники просят перевезти в больницу поближе к дому, например, в филиал этого же медучреждения. Его перевозят, он умирает, и все — это основание для возбуждения уголовного дела».

В случае с Навальным потенциально именно доктора омской больницы будут нести уголовную ответственность, если при перевозке пациента возникнут осложнения, говорит адвокат.

При этом соратники Навального уверены, что на самом деле нежелание давать добро на перевозку объясняется отнюдь не медицинскими причинами. Вчера помочь с транспортировкой политика обещал лично пресс-секретарь Дмитрий Песков, но сегодня врачи рассматривать этот вариант отказались.

«Мы считаем, конечно, что это [отказ в транспортировке] сделано для того, чтобы то химическое вещество, которое находится в организме у Алексея, исчезло. Поэтому его, конечно, не выдают. Он не в очень хорошем состоянии. Мы, конечно, не можем доверять этой больнице, и мы требуем, чтобы его нам выдали, и мы смогли лечить его в независимой больнице, врачам которой мы доверяем», — заявила Юлия Навальная.

Песков в пятницу, отвечая на вопрос о том, препятствуют ли власти транспортировке Навального, ответил, что решение принимал лечащий врач: «Речь идет о транспортировке, которая может угрожать жизни пациента. Кремль не занимается вопросами лечения пациентов. Мы не врачи».

Позднее сегодня Юлия Навальная отправила официальное обращение к Владимиру Путину, попросив разрешить перевозку мужа в Германию.

Как рассказал директор ФБК Иван Жданов, до какого-то момента врачи не возражали против транспортировки, «готовили документы и оборудование для перевозки», но потом внезапно передумали, отказавшись брать на себя ответственность.

Главный врач Мураховский, в свою очередь, сказал журналистам, что по его мнению, российские медики, в том числе из ведущих московских больниц, ничем не уступают докторам из Германии.

Представители Навального также сообщили, что его семье так и не удалось получить документы с консилиума, который принял решение оставить его в Омске. О том, что он состоялся утром с участием омских и московских докторов, сообщал штаб политика. «Олег [брат Навального — Би-би-си] и Юлия Навальные оформили и отдали главному врачу письменный запрос на предоставление протокола консилиума: ответа до сих пор нет. Неясно, кто входил в состав консилиума, какое заключение и на чем оно основано», — сообщила лечащий врач оппозиционера Анастасия Васильева.

По словам адвоката Горяинова, в данном случае больница имеет право не передавать семье такие данные, сославшись на врачебную тайну. Согласно 502-му приказу минздрава, в случае проведения медицинской комиссии пациенту на руки выдается «даже не протокол целиком, в котором расписано все, что обсуждалась, а только выписка из него».

Чисто теоретически, родственники могут потребовать такую выписку, но с точки зрения закона «врачи вправе вообще ничего не предоставлять». В случае с консилиумом информация о нем попадет в медицинскую документацию пациента, Навальный имеет право ознакомиться с ней, когда придет в себя, но передавать родственникам врачи ее не обязаны, уточнил Горяинов. При этом пациенты имеют право оформлять на своих родственников доверенности на право знакомиться с врачебной тайной.

Как на случившееся реагирует Кремль и почему многие винят в состоянии Навального именно власть?

После того как Навальному стало плохо на борту и его поместили в больницу, томские активисты штаба Навального подали заявление в полицию. Они попросили возбудить дело по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятельности).

Сотрудник штаба Андрей Фатеев сообщил «Тайге.инфо», что у полицейских попросили изъять простыни и наволочки из номера, где останавливался Навальный незадолго до того, как попал в больницу в бессознательном состоянии. Он добавил, что его и всех, кто общался с политиком, опрашивают в местном РОВД.

Заявление по той же статье подали юристы Фонда борьбы коррупцией. «Нет сомнения, что Навального отравили за его политическую позицию и деятельность», — рассказал руководитель юридического отдела ФБК Вячеслав Гимади.

При этом до сих пор ни Следственный комитет, ни другие органы не сообщали о возбуждении каких-либо дел по факту случившегося с Навальным. Транспортная полиция по Сибирскому федеральному округу накануне сообщала о проверке. Несмотря на это, в самой больнице, где находится Навальный, вчера и сегодня побывали несколько десятков силовиков — полицейские, следователи и, по данным СМИ, даже сотрудники ФСБ.

В частности, ряд СМИ сообщал, что сотрудники МВД опрашивали сотрудников «Венской кофейни», где Навальный пил чай перед вылетом из Томска — его пресс-секретарь Кира Ярмыш говорила, что возможно именно так в его организм могло попасть токсичное вещество.

В России за последние годы произошли сразу несколько громких отравлений оппозиционных активистов или их близких — в том числе Верзилова, журналиста Владимира Кара-Мурзы-младшего и антрополога Сергея Мохова, мужа юриста ФБК Любови Соболь. В прошлом году в больницу из-за «острой аллергической реакции» попадал и сам Навальный — его доставили туда из изолятора временного содержания. В некоторых случаях полиция проводила проверки случившегося, но ни один из эпизодов так и не был расследован в рамках уголовного дела.

Дмитрий Песков сообщал, что Владимиру Путину о состоянии Навального специально не докладывали. «Эта информация включена в результаты мониторинга СМИ, которые получает президент», — говорил он. Позже он уточнил, что не видит «никаких поводов для докладов». Вчера он пожелал Навальному здоровья и обещал, что обещал помочь с перевозкой в зарубежную клинику.

По словам политолога Григория Голосова, декана политического факультета Европейского университета, происходящее с Навальным — шок для политической системы: «В том смысле, что Навальный — наиболее заметный оппозиционный лидер России». Об этом, говорит Голосов, хорошо знают и в Европе, и в Штатах — этим, в том числе, объясняется быстрая реакция на случившееся со стороны канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона.

«Если что-то подобное происходит при весьма сомнительных обстоятельствах, то для всех это сигнал того, что в российской политической системе что-то не в порядке», — пояснил политолог. При этом, по его мнению, реакция Кремля на случившееся с Навальным оказалась «более продуманной, чем обычно бывает в таких случаях»: » Кремль попытался продемонстрировать доброжелательность к Навальному, сочувствие к нему, понимая, что подозрения будут адресованы самому же Кремлю».

Кремль первым попал под подозрения в причастности к произошедшему с Навальным по двум причинам, считает профессор: «Во-первых, всякий, кто видит такое событие, задается вопросом «кому выгодно?». Понятно, что, когда это затрагивает оппозиционного лидера, это наводит на мысль, что выгодно властям. Во-вторых, за Россией тянется длительный шлейф подозрений в политических убийствах, покушениях, в том числе отравлениях — это само по себе побуждает задавать подобные вопросы».

У общества может создаваться впечатление, что власть дает молчаливое одобрение на применение такого насилия — в том числе из-за того, что предыдущие случаи отравлений фактически не были расследованы, согласен Голосов.

Но на это есть и другие причины: «Посмотрите, что недавно Путин говорил по поводу других криминальных действий — про хакерство или наемничество. Что их совершают патриотически настроенные граждане. Такие деяния, будучи криминальными по существу, вызывает сочувственную реакцию российских властей. Это говорит о том, что в России культивируются терпимость к подобного рода действиям при условиях, что их совершают правильно — то есть, говоря на языке Кремля, патриотически настроенные граждане».

«Мы не знаем, кто виноват [в отравлении Навального], но можем рассуждать об условиях, в которых это произошло, — отметила глава аналитической компании R.Politik Татьяна Становая. — В России есть системная оппозиция, есть несистемная. Никто не травит лидеров системных оппозиционных партий — Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского, хотя они серьезные конкуренты, ЛДПР частично кризис в Хабаровске создала. Но их никто не трогает, они часть системы».

Режим, по ее словам, создал ситуацию, в которой Навальный — вне системы, и это развязывает руки тем, кому политик не нравится. «Известно, что власть презрительно относится к Навальному, а значит его и отравить можно, — объясняет эту логику Становая. — Сам факт его статуса как внесистемного оппозиционера создаёт угрозу нанесения удара по нему».

Становая считает, что Кремлю в какой-то степени повезло: «В информационном пространстве есть ожидание, что Навальный выкарабкается, выздоровеет. В другой ситуации для администрации президента, для Путина обстановка была бы сложнее. Они сейчас молятся за его здоровье».

По мнению Становой, если Навального действительно отравили, это доказывает косвенное участие государства в покушении: «Специфические средства доступны только тем, кто обладает определенным статусом, возможностями».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC