«А что делать-то?» Власти не придумали, как быть с разливом топлива в Норильске

Президент России Владимир Путин провел онлайн-совещание о ситуации с разливом дизельного топлива в Красноярском крае. Из доклада чиновников стало понятно, что власти не знают, как устранять последствия аварии. Путин пригрозил правоохранительными органами, и уже вскоре один человек был задержан.

На прошлой неделе, 29 мая, на территории ТЭЦ в Норильске был поврежден один из резервуаров с дизельным топливом, в результате произошла утечка около 20 тысяч кубометров топлива. Оно вытекло на технологическую дорогу, загорелся проезжавший по ней автомобиль. Позже загрязнение добралось до рек Дандыкан и Амбарная.

«У вас там все в порядке со здоровьем?»

Спустя пять дней этой аварией решил заняться Путин. В мае он уже проводил совещание, связанное с проблемной ситуацией в одном регионе — вспышкой коронавируса в Дагестане.

Сначала глава МЧС России Евгений Зиничев доложил, что спасателями собрано более 100 тонн нефтепродуктов и загрязненного грунта. «Остро стоит вопрос с их утилизацией», — признал он. А глава Росприроднадзора Светлана Радионова сказала, что предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в реках превышены «в десятки тысяч раз».

Красноярский губернатор Александр Усс в своем докладе сделал акцент на том, что власти узнали о масштабах аварии лишь спустя два дня уже после появления «тревожащих сообщений соцсетей», а поначалу речь шла только о сгоревшем автомобиле. Закончил доклад губернатор словами о том, что не знает, как справиться с этой ситуацией.

Путин буквально взорвался после этой фразы. «Что «доклад закончил»? А что делать-то? Вы же губернатор!» — сказал он, но дальше вопросы задавал не губернатору, а руководителю дочерней компании «Норникеля» Сергее Липину. Тот по бумажке отчитался о том, что сотрудники действовали по плану ликвидации аварий, а о происшествии было доложено в соответствующие инстанции.

«Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — продолжил распекать своих собеседников Путин.

План ликвидации аварий не предполагал попадание загрязнения в реки, через 14 дней будет все исправлено, но единственный способ — сжечь это топливо, докладывал Липин.

«Почему не сообщили сразу? — повторял вопрос Путин. «Руководствовались планом», — повторял Липин. «Губернатор говорит о том, что узнали только через два дня, мне и министр Зиничев тоже докладывал о том, что и МЧС не было осведомлено о том, что происходит», — наседал Путин. «Информация, в соответствии с планом, была передана», — стоял на своем Липин.

«Передана? Ну, хорошо. Мне придется попросить соответствующие контролирующие органы и правоохранительные разобраться, что там от кого было передано, куда передано», — пригрозил Путин.

Жечь или не жечь?

Дальше выступал министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин. «Ситуация очень тяжелая», — сразу сказал он.

«Я не представляю, как сжигать в арктической зоне Российской Федерации такое количество топлива», — предупредил он президента. Но тут же добавил свою рекомендацию: надо постараться «максимально извлечь топливо» и «смешать с реагентами».

«Когда уже совсем будет тяжко, тогда уже жечь», — посоветовал министр. «Это будет большая проблема, на мой взгляд», — добавил он.

Путин спросил, кто этим должен заниматься. Министр предположил, что силами дочерней компании «Норникеля» сделать это не получится. «А кто может решить?» — продолжал спрашивать Путин. Министр предположил, что только МЧС с подключением военных.

«Там очень мелкая река, — объяснял он ситуацию. — Не подойти баржой. То есть закачать [разлившееся топливо] невозможно».

Кобылкин предположил, что сейчас топливо откачивают «в сторону тундры» и сливает там на грунт. «Там наверняка грунт весь пропитан», — согласился с этой версией Путин.

Выслушав еще двух министров, российские президент снова повторил свою мысль о том, что потребует от правоохранительных органов дать оценку тому, что случилось в Норильске. Главу МЧС он спросил, готов ли тот заняться этим вопросом.

«Потребуются очень серьезные ресурсы», — сразу предупредил Зиничев. И предложил для начала объявить режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.

Путин согласился и потребовал быстрее начать действовать, чтобы минимизировать дальнейшее негативное влияние на природу. Через два дня он ждет доклад, что в итоге будет сделано в Норильске.

Первый задержанный

Собственником резервуара является «Норильско-Таймырская энергетическая компания», на 100% принадлежащая «Норильскому никелю». ТЭЦ-3 находится на территории Надеждинского металлургического комбината.

Генпрокуратура России в среду сообщила, что возбуждены второе и третье уголовные дела после разлива топлива на ТЭЦ в Норильске. Первое было о порче земли, второе — о загрязнении вод, третье — о нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

В рамках третьего дела задержан начальник цеха ТЭЦ-3, сообщила прокуратура.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC