Дарья Лепакова for Like a virgin vintage
Дарья Лепакова for Like a virgin vintage

Sustainable fashion в Грузии: тренд, необходимость и бизнес-модель

На производстве одежды – от китайских фабрик-душегубок до маленьких ателье по всему миру – заняты в основном женщины. В международный день солидарности женщин в борьбе за равные права мы посвящаем им этот материал.

О чем речь?

Sustainable fashion на русский приблизительно переводят как «устойчивая мода». И, строго говоря, понятие это несуществующее (специалисты предлагают термин «более устойчивая мода» с целью избавить обывателя от иллюзии, что можно усидеть на двух стульях). Выражение впервые вошло в обиход в Америке 1960-х, когда массово набирало обороты эко-движение. Поколения протестующих сменяли друг друга, но мода, как и весь остальной мир, только убыстрялась.

К 2020 году мы, кажется, уже успели увидеть все и от всего устали: марки выпускают по 10 коллекций в год, показы, ранее доступные только избранным, теперь можно смотреть в прямом эфире в Инстаграме, и там же купить увиденное, а люксовые бренды жгут непроданные вещи, чтоб не доставались никому. Масс-маркет бренды успевают «вдохновиться» творениями модных домов так быстро совсем не по волшебству, а за счет переработок и смехотворной оплаты труда работниц, многие из которых не достигли совершеннолетия. Журналистка Люси Сигл, давно занимающаяся исследованиями о феномене быстрой моды, выяснила, что большинство вещей из масс-маркета с пайетками и бисером изготовлены детьми.

Sustainable fashion в Грузии: тренд, необходимость или привычка?

По данным писательницы Элизабет Клайн, испанский бренд Zara (ее владелец миллиардер Омансио Ортега занимает шестую строчку в десятке богатейших людей планеты) выпускает новые коллекции два раза в неделю, а магазины H&M получают новые вещи ежедневно. Значительная часть того, что продастся в них сегодня, уже завтра пополнит огромные острова свалок, сравнимые по размеру с небольшой страной. Ученые официально объявили начало новой эпохи в истории Земли, при которой климат определяется деятельностью человека.

Что в Грузии?

В советские годы Грузия, как и весь Союз, никакого перепроизводства не знала. Одежда была в дефиците, индпошив могли позволить себе не все. Кто мог, учился шить и вязать, одежда донашивалась за старшими родственниками и перелицовывалась до последнего. Очень популярны были журналы с выкройками. После распада СССР и войн тяжелая экономическая ситуация по-прежнему не позволяла мечтать о регулярных обновках. Тогда в стране стали появляться первые секонд-хенды — большие и маленькие. Эта культура жива до сих пор, теперь уже не только по экономическим причинам. Например, одежда из до-масс-маркет эры более качественная, а если знать места, можно обнаружить настоящие сокровища. Кроме того, за последнее десятилетие серьезной альтернативой массовым брендам стали вещи грузинских дизайнеров. 

Осознанность брендов в том, чтобы минимально вредить климату и загрязнять природу (помним, что настоящей sustainability не существует) и постараться не попирать права человека, как бы вас ни манила строчка в списке миллиардеров. Недостижимый идеал, к которому, тем не менее, стоит стремиться, — вообще не оставлять негативного следа на планете. 

Натела Поцхверия, главный редактор приложений «КоммерсантЪ.Стиль» и автор проекта о Грузии Nateli Tbilisi:

«Тренд осознанности до Грузии не доходил: осознанность здесь была всегда. Здесь нет огромных фабрик, на которых можно производить бесконечное количество одежды. Все дизайнеры отшивают коллекции в небольших ателье на 5-10 швей, которые в день создают максимум 15 предметов. Это фактически кутюр, ручной труд, самый экологичный вид производства. Конкуренция маленькая, швеи и конструкторы очень востребованы, поэтому они неплохо зарабатывают. Ткани закупаются в Италии или Турции.

У нескольких дизайнеров настоящее эко-производство. Например, Кетеван Маисая, которая делает Le Mocassin Zippe, следит за тем, чтобы в молниях на ее мокасинах не было никаких никелевых примесей, и сажает деревья при поддержке магазина IERI. У Лало Долидзе 200 вязальщиц по всей стране, которые вручную вяжут для нее весь трикотаж и получают таким образом рабочие места». 

Где искать винтаж и секонд-хенд онлайн

Like a virgin vintage       OW. Darling       Tsota tsota       

Vintylator          Rebel          Pauline wears it

Day off              Beatnik

OW. Darling

Фото: OW. Darling

Разумное потребление — успешная бизнес-модель

Концепция разумного потребления дала шанс грузинским девушкам расширять свои возможности в ограниченных условиях развивающейся экономики. С начала 90-х в стране стали появляться сотни тысяч больших и маленьких магазинов, в которых одевались, в основном, люди с небольшим достатком. Тенденция начала меняться в последние годы, когда девушки по всей Грузии нашли в существующей среде новую перспективу для самореализации. Слово винтаж – теперь одно из самых модных, а разговоры о разумном потреблении не пустая болтовня, а успешная бизнес-модель современных грузинок. Одна из основательных арт-проекта OW. Darling Тамара Бочикашвили считает, что винтажные магазины – настоящий клад для знатоков моды и для тех, кто относится к потреблению рационально.

«В эпоху масс-маркета, наше поколение, пожалуй, последнее, у которого есть возможность находить уникальные авторские вещи в секонд-хендах. Это большая привилегия для тех, кто ценит и разбирается в моде. Концепция проекта OW. Darling заключается в том, что каждая вещь имеет право на второй шанс, на новую интерпретацию.

OW. Darling не просто онлайн-магазин, это философия, призма, через которую мы пытаемся смотреть на окружающий мир. Мы создаем характер и хотим делиться им с другими. Мы – это три девушки, которые уверены, что смогут вдохновлять окружающих своей эстетикой и видением».

Теперь о том, что можем сделать мы с вами как потребители

Винтаж и секонд-хенд – один из китов устойчивой моды.

Другие – это починка, индивидуальный пошив, свопы (вечеринки с обменом одеждой, книгами и косметикой),  аренда вместо покупки на один раз, апсайклинг и правильный уход за одеждой, который позволит ей служить дольше. Планируйте гардероб, сокращайте спонтанные и «эмоциональные» покупки – лучше потратиться на психотерапию, чем на очередную ненужную вещь, которую вы купили, потому что были расстроены. Продайте все, что не носите, на специальных сайтах, отнесите на своп или отдайте на благотворительность. При прочих равных выбирайте местное производство (это работает не только с одеждой) – так вы сократите углеродный след своей покупки. 

Дарья Лепакова for Like a virgin vintage

Фото: Марья Максимова для Like a virgin vintage

Приложение Phubber – грузинская платформа для продажи одежды, обуви и аксессуаров, новых и не очень. В прошлом году Phubber получил грант от правительства в размере 100 тысяч лари на развитие своего стартапа. Так же работают тематические группы в Фейсбуке. 

Татьяна Ремнева, со-основательница эко-просветительского проекта Parki ar minda: 

«Мое увлечение винтажем 15 лет назад началось не от экологической осознанности. Сначала это было про уникальность вещей и качество. Я помню, как я купила свое первое винтажное платье. Юлия Выдолоб (в то время редактор моды московского журнала «Афиша»), чей вкус мне очень нравился, создала, наверное, первый винтажный онлайн-магазин и продавала там вещи, найденные на блошиных рынках Лондона. Это платье до сих пор со мной и я с удовольствием надеваю его по особым случаям. 

Сейчас в моем гардеробе, наверное, не менее 70% винтажных вещей. Давая им вторую (или третью) жизнь, я не участвую в гонке перепотребления, сокращаю свой углеродный след и ношу более качественные вещи, чем большинство тех, которые можно найти в сетевых магазинах.

Каждую вещь, которую я собираюсь купить, я анализирую с точки зрения совместимости с остальным гардеробом. Сейчас я в процессе создания капсульного гардероба, где все сочетается со всем, и небольшое количество одежды позволяет создавать комфортные сочетания на все случаи жизни. Этот процесс подразумевает раздачу того, что мне больше не нужно, что я с удовольствием делаю на наших свопах, продлевая жизнь одежды.

Главный вопрос, который помогает более осознанно относится к покупкам и, особенно, к одежде: «Действительно ли мне нужна эта вещь?». Он помогает представить, с чем вы можете носить ее. Если в голове возникает как минимум три образа с теми вещами, которые у вас уже есть, то дальше уже можно спрашивать себя, устраивает ли вас качество и как долго вы сможете ее носить, и потом уже принимать решение о покупке. Если наоборот, вы понимаете, что к кофточке или новому платью вам придется купить обувь, сумку и новый пиджак, то это рецепт к провалу перепотребления.

Своп – хороший способ обновить гардероб, не покупая ничего нового. Ну и, конечно, секонды – это отдельный источник вдохновения! Тренды ходят по кругу, и в винтажных магазинах и секондах всегда можно отыскать что-нибудь остромодное».

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => общество