Lomjaria Tsulukiani новости featured, Нино Ломджария, пенитенциарная система, Тея Цулукиани, тюрма

«Смотрящие» рассорили Омбудсмена и министра юстиции Грузии

Народный защитник Грузии Нино Ломджария рассказала парламентскому комитету по правам человека о ситуации в пенитенциарных учреждениях страны. Доклад Омбудсмена возмутил министра юстиции Тею Цулукиани. Глава Минюста обвинила Народного защитника в непрофессионализме, та, в свою очередь, упрекнула Цулукиани в попытке превратить встречу в политические дебаты. Чтобы остановить перепалку, председатель комитета Софо Киладзе была вынуждена отключить обеим микрофоны.

Выступая в парламенте Грузии, Омбудсмен Нино Ломджария заявила о множестве проблем в пенитенциарной системе страны. В своем докладе она, в частности, рассказала о нарушении режима содержания заключенных и усилении роли криминальных авторитетов и т. н. «смотрящих».

По словам Ломджария, министерство юстиции не может отрицать проблемы, поскольку существует официальная корреспонденция, подтверждающая это. Народный защитник в беседе с журналистами рассказала, чего ожидает от главы Минюста Теи Цулукиани, также пришедшей на комитетское слушание: обсуждения путей решения проблемы.

«Европейский комитет по предупреждению пыток в своем прошлогоднем отчете очень четко заявил, что в одном из пенитенциарных учреждений действительно существуют т. н. «смотрящие». Речь идет о 15-м учреждении. Впрочем, мы выбрали крупнейшие частично открытые и закрытые учреждения Грузии», — заявила Ломджария.

Представители криминальной субкультуры свободно передвигаются, контролируют других заключенных, собирают т. н. «общак»…

Она добавила, что представители аппарата Народного защитника изучили ситуацию в четырех (двух полуоткрытого и двух закрытого типа) учреждениях. По словам Ломджария, мониторинговая группа везде обнаружила т. н. «смотрящих».

«Из учреждения №2, которое – закрытого типа и заключенные находятся в камерах 23 часа в сутки, мы получили информацию, что представители криминальной субкультуры свободно передвигаются, контролируют других заключенных, собирают т. н. «общак», входят в камеры и даже физически расправляются с теми, кто им не подчиняется. Тех, кто не выполняет их требования, изгоняют из социума и переводят в другой корпус».

По словам Ломджария, у заключенных отбирают присылаемую родственниками одежду и перечисленные деньги: «Для этого у них есть специальные дневники, где указаны имя и фамилия заключенного, дата проверки банковской карты и зачисленная на карту сумма».

Народный защитник раскритиковала и сотрудников пенитенциарных учреждений. Она заявила, что их действия могут рассматриваться как жестокие, нечеловеческое и унижающее обращение:

«К примеру, мы знаем случаи, когда заключенных помещали в комнату деэскалации на пять суток. Таких случаев зафиксировано 34. В 14-ти случаях лица содержались там больше 10-ти суток, в 6-ти – более 15-ти, а в 4-х случаях – больше 20-ти дней. Были и случаи, когда заключенные находились в комнате деэскалации в течение 22-х, 26-ти, 36-ти и 48-ми суток, в то время как максимальный срок содержания – 72 часа».

Ответ министра юстиции

Министр юстиции Грузии очень болезненно отреагировала на выступление Народного защитника. Тея Цулукиани обрушилась с критикой на Нино Ломджария и ее коллег. Она потребовала назвать конкретные имена заключенных, о которых идет речь. При этом выразила надежду, что Омбудсмен и ее сотрудники «будут сотрудничать со следствием».

«Мы услышали с этой трибуны и правду, и сплетни, и непрофессионализм и еще много такого, что… если начинать мое выступление с шутки: я так разволновалась, что мне действительно требуется побыть 24 часа в комнате деэскалации».

После этого министр юстиции стала рассказывать о «по-настоящему серьезных делах»: привела статистику количества заключенных, сообщила, сколько среди них мужчин, женщин и несовершеннолетних. Цулукиани также заявила, что в 2019 году в пенитенциарных учреждениях скончалось только 16 заключенных, в то время как в 2010-м их число достигало 144-х человек, а в 2011-м – 140. В годы правления «Грузинской мечты» в 2013-2018 гг в тюрьмах умирало не более 20-ти человек в год, добавила министр.

«Если в отчете [Омбудсмена] мы говорим о том, что заключенные ежедневно находятся под угрозой, почему эта цифра такая низкая? Наверное, потому что сотрудники не покладая рук трудятся в 24-часовом режиме», — заключила Тея Цулукиани.

«Больше не отправляйте в тюрьму сотрудника в рваных джинсах»

Одновременно министр юстиции раскритиковала работников аппарата Народного защитника. Она призвала «больше не отправлять в тюрьму сотрудника в рваных джинсах». «Такого человека не пустят в оперу, не то что в тюрьму», — пояснила чиновница. Цулукиани также представила видеозапись, на которой, по ее словам, зафиксирован коллега Нино Ломджария.

«Это – представитель Народного защитника, который дважды заставляет заключенного сварить ему кофе, ест его шоколад, выкуривает его сигареты, а затем пользуется установленной в камере для заключенного «мокрой точкой» и остается на четыре часа в т. н. центре мониторинга. Я не говорю, что это массовые случаи, но и то, в чем вы обвиняете моих сотрудников, тоже не массово», — добавила Тея Цулукиани.

Омбудсмен ответила на обвинения министра юстиции. Нино Ломджария, в частности, напомнила главе Минюста, что не ей решать, когда и куда войдет и с кем встретится Народный защитник.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости