SUS общество featured, Абхазия, безопасность, Грузия, оккупация, Россия, СГБ, Служба государственной безопасности, Татунашвили, терроризм, Цхинвальский регион, Южная Осетия, არჩილ ტატუნაშვილი

Главные угрозы для Грузии: оккупация, пропаганда, терроризм

Оккупация и российские военные

Главными вызовами для Грузии являются оккупация Россией Абхазии и Южной Осетии и размещение на их территории подразделений армии РФ. Об этом говорится в ежегодном отчете Службы государственной безопасности (СГБ), представленном в парламент страны.

Авторы документа указывают на процесс неформальной аннексии Абхазии и Цхинвальского региона, растущую милитаризацию, целенаправленную изоляцию оккупированных территорий, незаконные аресты и дискриминацию грузинского населения по этническому признаку.

СГБ, в частности, отмечает, что в 2017 году незаконно дислоцированные на указанных территориях подразделения 7-й и 4-й баз Южного военного округа РФ провели свыше 100 военных учений. Одним из признаков аннексии стали практические шаги в направлении реализации т. н. соглашения о «союзничестве» между Российской Федерацией и оккупированными Абхазией и Южной Осетией.

Служба госбезопасности Грузии напоминает также, что в 2017 году был создан совместный российско-абхазский «информационно-координационный центр МВД», в Сухуми был открыт т. н. специализированный таможенный пункт, подчиняющийся таможенной службе РФ, а т. н. отдельные подразделения оккупированного Цхинвальского региона вошли в состав ВС Российской Федерации.

Кроме того, в докладе СГБ упоминается референдум 9 апреля 2017 года в Цхинвали, по итогам которого регион сменил название, включив в него часть названия одного из субъектов РФ (Северная Осетия – Алания) – Республика Южная Осетия – Государство Алания. В Тбилиси считают, что цель незаконного референдума – усиление процесса интеграции Цхинвали с Россией и полного разрыва связей с Грузией.

В целом, по заявлению СГБ, очевидно, что стратегической целью официальной Москвы является установление полного эффективного контроля над оккупированными регионами. Россия на институциональном уровне поэтапно упраздняет т. н. суверенитет Сухуми и Цхинвали.

При этом СГБ указывают и на тотальную финансовую зависимость сепаратистских регионов от Москвы. В отчете отмечается, что на долю финансовой помощи РФ приходится около 48% (88 млн долларов) «бюджета» Абхазии и 90% (121 млн долларов) «бюджета» Цхинвальского региона.

Оккупация и права человека

В докладе Службы госбезопасности Грузии упоминается и дело Арчила Татунашвили, погибшего в Цхинвали в феврале 2018 года. Осетинская сторона настаивает на том, что причиной смерти стала острая сердечная недостаточность, но в Тбилиси говорят о жестоких пытках и убийстве. В этой связи СГБ заверила, что будет использовать все имеющиеся рычаги, чтобы установить правду и привлечь всех виновных в смерти Татунашвили к ответственности.

Кроме того, Служба госбезопасности сообщает, что в 2017 году за т. н. «незаконное пересечение границы» Южной Осетии российскими военными были задержаны 126 граждан Грузии, а на границе оккупированной Абхазии – 52. При этом по-прежнему актуальной остается проблема незаконного процесса бордеризации вдоль линии оккупации.

Авторы отчета называют грубым нарушением фундаментальных прав человека продолжающуюся дискриминационную политику в отношении этнических грузин, проживающих на оккупированных территориях. Это, в частности, проявилось в установленных ограничениях в вопросе присвоения «вида на жительство» в Гальском районе, частичном запрете на преподавание на родном языке в грузинских школах Цхинвальского региона, а также целенаправленном разрушении принадлежащих этническим грузинам домов в ряде сел Южной Осетии.

Одним из вызовов Служба госбезопасности называет также тяжелую криминогенную ситуацию в Абхазии и недопуск в регион международных наблюдательных миссий.

«Гибридное» вмешательство

Как говорится в докладе СГБ, в ходе контрразведывательных мероприятий были выявлены попытки иностранных спецслужб, действующих на территории Грузии, усилить и расширить инфраструктуру политического влияния, т. н. лоббистские группы, политические объединения, общественные организации, фонды, а также прибегнуть к манипуляции при помощи экономических и энергетических рычагов.

Согласно отчет, в 2017 году были отмечены попытки создания иностранными спецслужбами экспертных научно-исследовательских центров и агентств для распространения дезинформации и оказания влияния на общественное мнение. Сообщается также об идентификации лиц, пропагандирующих идеи, ставящие под удар безопасность и территориальную целостность страны. Для нейтрализации угроз были проведены соответствующие мероприятия, утверждают в Службе госбезопасности.

Особые усилия иностранные спецслужбы проявляют в вопросе добычи информации, представляющей собой государственную тайну.

Они пытаются получить источники информации в госучреждениях, коммерческих, медицинских, образовательных заведениях, объектах стратегического значения. За указанный период в департаменте контрразведки началось расследование 11 уголовных дел, 5 лиц были привлечены к ответственности в качестве обвиняемых.

Что касается главных целей, которые преследуют иностранные спецслужбы в Грузии, по версии СГБ это усиление антизападных настроений в обществе, ухудшение имиджа Грузии, как надежного партнера, на международном уровне, пробуждение недоверия, безнадежности и нигилизма, создание очагов дестабилизации на этнической и религиозной почве с целью развития в Грузии дезинтеграционных процессов и поляризации общества.

«Спецслужбы иностранных государств под разным прикрытием (дипломатическим, культурным, гуманитарным, религиозным, коммерческим и пр.) совершают последовательные попытки внедриться в государственные органы и структуры безопасности страны, добыть желаемую/секретную информацию, создать/расширить шпионскую сеть. Их цель – получить возможность влиять на политические, социальные, военные и экономические процессы в стране», — говорится в докладе СГБ.

Авторы документа также отмечают, что спецслужбы разных стран продолжают активно использовать тактику «гибридной войны». Они пытаются достичь желаемого результата с помощью пропагандистских медиакампаний и компонентов дезинформации, киберопераций и отдельных кибератак, деятельности деструктивных политических групп и общественных популистских объединений.

Терроризм

Среди других угроз, с которыми столкнулась Грузия в 2017 году, спецслужбы назвали также попытки финансирования терроризма, поддержки экстремистских и террористических идей, факты радикализации отдельных граждан Грузии. Вместе с тем, в отчете говорится и о значительном сокращении числа сторонников группировки «Исламское государство», что соответствует глобальной, общемировой тенденции.

СГБ считает, что угрозу могут представлять некоторые иностранные граждане, поддерживающие террористические организации. При этом отмечается, что они, в основном, не имеют исторических, этнических, религиозных или культурных связей с грузинским обществом, что, впрочем, лишь упрощает им их экстремистскую деятельность.

Сообщается также о выявлении группы иностранных студентов, которые посредством социальных сетей активно распространяли радикальные призывы. В отношении этой группы приняты меры, предусмотренные грузинским законодательством, отмечается в докладе.

По данным СГБ, в настоящее время на территории Сирии и Ирака в рядах разных террористических организаций продолжают воевать порядка 30 граждан Грузии. И в 2017 году не было зафиксировано ни одного факта возвращения этих лиц на родину.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => общество