Большой рывок
Как в Анаклии готовятся связать Восток с Западом и превратить Грузию в мост между Китаем и Европой
 
Заброшенная техника, несколько сторожевых собак, вокруг, кажется, ни души. На воротах огороженной территории висит небольшая табличка с надписью «Посторонним вход воспрещен. Опасно». Зайти внутрь, впрочем, может любой желающий. В небольших будках для рабочих никого нет. Совсем недавно в Анаклии объявили о начале реализации амбициозного проекта — строительстве глубоководного порта, который призван связать Восток с Западом и превратить Грузии в мост между Китаем и Европой. СОВА выяснила, как Анаклия живет в ожидании экономического чуда.
Рыбак Гия одной рукой держит старую потертую удочку, другой задумчиво почесывает седой затылок. На нем изношенные штаны и выцветшая футболка. С самого утра он сидит на берегу небольшой реки, выпадающей в море, и ждет свой скромный улов буквально в ста метрах от строящегося международного хаба. Старый рыбак вспоминает те чувства, которые испытывали жители Анаклии, когда в 2011 году бывший президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о начале строительства проекта «Лазика».

«Тогда почти никто не верил, что что-то получится, но он (Саакашвили, — прим. СОВЫ) вселил в нас надежду. Работы тут практически не было, люди в основном уезжали на заработки в Зугдиди или в Тбилиси. Мне самому пришлось оставить дом и перебраться в столицу, чтобы прокормить семью. Теперь бываю в Анаклия только по праздникам».
По замыслу авторов «Революции роз», новый город должен был стать вторым по численности населения (500 тысяч человек) и значению в стране, финансовым центром, международным морским портом с экономической автономией и англосаксонским правом.
На фотографиях проектов того периода над побережьем Черного моря возвышались небоскребы, ничем не уступающие исполинам Дубая. Но сбыться мечтам Саакашвили не было суждено, по крайней мере, под названием «Лазика». Со сменой власти в 2012 году проект был заморожен, и местным жителям на время пришлось отложить планы на лучшую жизнь.
Прошло более трех лет, прежде чем новое правительство вернулось к проекту строительства порта на восточном побережье Черного моря, но уже под другим названием. Новый генеральный план развития рассчитан на 50 лет. Общая стоимость оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Первая фаза предполагает строительство инфраструктуры для приема контейнеров, обустройство самого порта и береговой линии. Также планируется построить автомобильную дорогу, проложить ветку железнодорожного пути и построить жилой комплекс для работников порта.
Для этого «Консорциум развития Анаклии» планирует дополнительно приобрести землю и выселить 63 семьи
с окрестных территорий.
Один из 63 домов принадлежит нашему герою, рыбаку Гие. Он уже получил от правительства компенсацию, которая соразмерна стоимости земельного участка. На что потратить деньги Гия пока не решил, но уже жалеет, что придется пропустить туристический сезон. В своем ветхом доме со слегка покосившимися крышей и забором, расположенном в каких-то двадцати метрах от моря, старый рыбак так и не успел сделать ремонт. Теперь он уже и не нужен.

Рядом — нагромождение таких же домиков, окна которых буквально вглядываются друг в друга. Гия рассказывает, что средняя сумма выплат составила 70 000 долларов за участок. Многие получили квартиры в Анаклии или Батуми. Поэтому конфликтов между населением и властями не возникло.
За последние несколько лет Анаклия, как курортная зона, сделала большой рывок. С каждым годом ее посещают все больше и больше туристов. Во многом это заслуга популярного молодежного музыкального фестиваля KaZantip, который после аннексии Крыма в 2014 году перекочевал на малоосвоенный бизнесом участок грузинской Ривьеры. В 2015 и 2016 годах сюда приезжали известные диджеи уже на другой фестиваль — Gem Fest.
Теперь о нем тут знают и дети, и старики, к нему местное население начинает готовиться заблаговременно. Ремонтируют комнаты для будущих постояльцев, готовят угощения. Музыкальный фестиваль — единственный
в году шанс заработать.
Водитель маршрутки Сосо уже более десяти лет курсирует между Анаклией и Зугдиди. Как он сам рассказывает, «не самая лучшая работа, но другой тут найти не удалось, семью же кормить надо». Каждое утро Сосо садится за руль. Путь по одному и тому же маршруту его автомобиль проделывает три-четыре раза в день. Среди его пассажиров в основном местные жители, которые по утрам уезжают на работу в Зугдиди, а вечерами возвращаются обратно.
Но в последнее время стали все чаще появляться туристы, что не может не внушать надежд.
«Когда тебе 60, единственное твое желание — оставить ненавистную работу и жить в небольшом домике недалеко от моря. Завести свой бизнес и не думать о том, где достать деньги на образование детей. У молодежи в Анаклии нет никакого будущего, поэтому большинство уезжает учиться или работать в крупные города — Батуми, Кутаиси или Тбилиси. Желание вернуться возникает не у многих. Проблему с работой власти обещали решить с началом строительства порта. Посмотрим, что из этого выйдет».
Инвесторы обещают, что порт создаст 3 400 рабочих мест во время строительства и 6 400 — после его завершения. Он займет площадь в 400 га и сможет принимать суда класса «Панамакс» и «Постпанамакс». По своим масштабам и характеристикам порт Анаклия должен встать в один ряд с гаванями Роттердама, Шанхая и Сингапура.

Дальнейшее развитие инфраструктуры транспортно-экономического узла Анаклии, обещают в Консорциуме, может привести даже к появлению современного мегаполиса, такого как Хьюстон, Антверпен, Гонконг. По предварительным расчетам, такое возможно, даже если через Анаклию пройдет всего 1% от всего торгового трафика из Китая.
Сам проект глубоководного порта, как отмечают эксперты, очень важен для Грузии по нескольким причинам. Анаклия должна будет вдохнуть новую жизнь в Кавказ и Центральную Азию, открыв торговые пути для государств, не имеющих выхода к морю. Это — Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан. У Грузии выгодное географическое положение, по ее территории пролегает участок исторического Шелкового пути. Страна является последним пунктом в регионе с доступом к Черному морю, что делает ее незаменимым звеном в цепочке поставок.
Этот проект представляет огромное значение для Грузии по еще одной причине — порт Анаклии будет существенно отличаться от уже существующих морских гаваней страны.
Проектная мощность порта Поти достигает 8,4 метров, Батуми — 14. Поэтому там есть ограничение транспортных возможностей. Сегодня потенциал Грузии ограничивается лишь 1 500 тоннами грузов, в то время как грузооборот других черноморских стран достигает 10 000 тонн. Порт Анаклия может помочь Грузии догнать соседей, ведь он станет самой глубоководной гаванью страны — его проектная глубина достигает 16 метров. В настоящее время порт с аналогичными показателями есть только в Украине. Самый глубоководный порт в Болгарии — 11,0 метров, в России — 13,9, в Румынии и Туреции – 14,5 метров соответственно. Поэтому Анаклии обещает составить достойную конкуренцию другим черноморским портам.
Лаша Гогия, глава Зугдидского муниципалитета, на территории которого планируется создать региональный хаб, уверен: вместе с развитием Анаклии в регион потянутся и другие проекты. Чиновник более чем оптимистичен:

«Поскольку правительство выступило с проектом развития Анаклия-Ганмухури (Анаклия и Ганмухури — два соседних населенных пункта, соединенных одним из самых длинных в мире мостов — 540 метров, — прим. СОВЫ), в регионе началось масштабное преобразование инфраструктуры. Была проведена система водоснабжения, осуществлена газификация, построены дороги. Началось развитие промышленной и туристической зон. Построено несколько гостиниц. У Анаклии — растущий потенциал, увеличилось число туристов. Особую динамику региону придает строительство глубоководного порта. Этот проект коренным образом изменил стратегическое положение Анаклии, придал ей особое значение и раскрыл ее экономический потенциал. В скором времени Анаклия станет достойным конкурентом туристической Аджарии и портовому Поти».
Правда, до Батуми Анаклии еще далеко. Несколько гостиниц на береговой линии круглый год фактически пустуют. И только коровы, истинные королевы местного пляжа, лениво отдыхают до открытия летнего сезона. Пока поселок не заполнился любителями электронной музыки, сюда заглядывают любители открыть новые туристические маршруты. Такие как Роберто из Испании. В Грузии он путешествует в одиночку. Три дня провел в Анаклии. В Тбилиси и Батуми европейский гость встречал людей, с которыми ему удавалось изъясняться на английском. В Анаклии с этим не повезло.
Местные жители только-только изучают искусство сервиса,
а англоязычные гости — в диковинку.
Впрочем, некоторые из местных жителей, самые находчивые, уже подготовили себе шпаргалки к сезону. «Что делать, все меняется, и мы не должны отставать», — говорит рыбак Гия.

Все меняется, но остается море. Черное море — их главный кормилец.
Текст и фото: Диана Шанава
Made on
Tilda