51270191 827586284257612 8781983474820055040 n политика featured, Абхазия, оккупированные территории, Южная Осетия

«Граница по реке Псоу»: почему заявления об освобождении Абхазии угрожают демократии Грузии

Уже второй раз за неделю находящийся за решеткой третий президент Грузии Михаил Саакашвили говорит об общей грузино-украинской границе «где-то в районе Сочи». В одном из своих посланий из-за решетки экс-глава государства уточнил – граница будет проходить по реке Псоу, а в Тбилиси должны готовиться к освобождению Сухуми и Цхинвали. Тема деоккупации одна из самых болезненных для грузинского избирателя. Однако стоит ли ее затрагивать даже в условиях ожесточенной предвыборной борьбы, мнение аналитиков выясняла Хатиа Хасаиа. 

«Готовимся устраивать грузино-украинскую границу на реке Псоу!». Это заключительные слова письменного обращения третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. Экс-глава государства, находясь за решеткой, предрекает скорую победу Украине, после которой в Грузии должны готовиться к освобождению Абхазии и Шида Картли. Ведь «оккупированные зоны в Черноморском регионе будут совершенно неприемлемы для Украины и западной коалиции».

«Это окно очень скоро откроется, и мы все должны использовать момент, когда российская армия полностью развалится и в Москве будут царить беспорядки», – пишет Саакашвили.

Тему тут же подхватил и председатель крупнейшей оппозиционной партии «Единое национальное движение», основанной экс-президентом, Леван Хабеишвили. По его словам, Михаил Саакашвили, будучи на свободе и занимаясь украинской политикой, мог бы стать главным лоббистом восстановления территориальной целостности Грузии. Он стал бы гарантом мирной деоккупации Грузии, сказал оппозиционер.

Для конфликтолога и бывшего госминистра по вопросам примирения и гражданского равенства Пааты Закареишвили в заявлении лидера ЕНД ничего нового не прозвучало. «От этой партии и ее лидера я ничего другого не ожидал», – говорит эксперт, добавляя, что в отличие от Хабеишвили слова самого Саакашвили показались ему «странными». Разговоры о грузино-украинской границе по реке Псоу демонстрируют, по его словам, реальные проблемы со здоровьем и то, что «он далек от реальности».

«Его заявление ставит под удар не только грузинскую мирную политику, которой в принципе-то уже не существует, он обостряет и ставит под удар четкую политику Украины, которая не преследует целью захват российских территорий или каких-либо еще. А так как Саакашвили, согласно российской пропаганде, может быть важной фигурой в украинской политике, это все может сыграть как против Украины, так и Грузии», – говорит эксперт.

Закареишвили отмечает, что подобными заявлениями Киеву приписываются несуществующие имперские амбиции и укрепляются «ничем необоснованные нарративы «Грузинской мечты» о желании Грузии открыть «второй фронт».

Чего на самом деле добивается ЕНД

SOVA обратилась к Единому национальному движению с оценкой риторики основателя политической партии и вопросом, как случилось, что партия по своей же инициативе решила соответствовать приписываемым ей властями качествам. По словам члена политсовета «Единого национального движения» Ираклия Павленишвили, такая риторика, как у Саакашвили, должна быть у всех патриотов.

«Если кто-то думает, что мог бы быть в грузинской политике и не желать в скором времени восстановления территориальной целостности Грузии – это, мягко говоря, странно. Потому что, когда ты политик в этой стране, то твое главное стремление – восстановление территориальной целостности и независимость. Это должно быть приоритетом для всех политиков-патриотов. Поэтому то, что говорит Саакашвили–очень естественно, адекватно и справедливо», – говорит член ЕНД.

Что касается игре на руку подобной риторикой«Грузинской мечте», Павленишвили считает, что «Русская Мечта воспринимает как желание войны все, что патриатично и касается деоккупации и грузинской государственности».

«Потому что они пользуются российской пропагандой. Если ты хочешь независимости – ты хочешь войны. Россия пугает нас устами «Грузинской мечты». То есть если мы хотим независимости – это наказуемо. Попугай Путина Ираклий Гарибашвили повторяет это. Так что не то, что политик, но и рядовой гражданин по инструкции Кремля ни в коем случае не должен менять риторику», – говорит член политсовета «Национального движения».

На месседж-боксе о «втором фронте» правящая партия «Грузинская мечта» выстроила свою кампанию против политических оппонентов – «Единого национального движения». С февраля 2022 года правящая сила упоминает ее в своих заявлениях никак иначе как «партия войны».

Такая риторика активизировалась после того, как оппозиционные партии и их западные партнеры ополчились на грузинские власти с критикой из-за слабой позиции осуждения Кремля и неприсоединения к антироссийским санкциям. Спекуляции на тему втягивания Грузии в войну правящее большинство активно использовала для дискредитации своих оппонентов, а также для укрепления своей политической базы и мобилизации избирателей путем создания образа властей, которые заботятся о безопасности страны и нации и готовы принимать твердые меры для защиты интересов Грузии. Среди подобных мер премьер Ираклий Гарибашвили в свое время назвал и неприсоединение к санкциям против России.

Примечательно, что аналогичную риторику придерживаются и в самом Сухуми и Цхинвали. Причина простая – авторы риторики сидят в Кремле.

Как оппозиция должна говорить о деоккупации, при этом не выглядеть «партией войны»? По мнению директора Института исследования России Давида Дарчиашвили, эта тема может оказаться настоящей ловушкой для оппонентов власти, если не подбирать правильеные слова.

«Я понимаю, что восстановление территориальной целостности – это одно из фундаментальных национальных интересов грузинского общества. Также фундаментальным приоритетом Грузии является и желание, чтобы Украина победила, и российский имперский проект закончился. Но я бы обо всем этом высказывался немного в других формах и словах».

В то же время Дарчиашвили подчеркивает, что разговоры о деоккупации не означают немедленного вступления грузинских войск на эти территории, «что чревато опять же развитием межэтнического элемента».

«Это должно быть сделано в рамках активности международного сообщества. Эти зоны нуждаются в международном миротворчестве. Об этом и Саакашвили заявлял. Он всегда был за международную миротворческую миссию. И, думаю, заявления оппозиции и грузинского политического спектра в целом должны как-то отражать это. А то, где должна проходить граница – это не дипломатический разговор. Есть международное право и международно признанные границы, в пределах которых все должно и осуществляться», – говорит эксперт.

Призрак второго фронта пугает жителей оккупированных регионов еще с начале широкомасштабной войны в Украине. В Абхазии и Южной Осетии поселился страх, что Тбилиси, воспользовавшись ситуацией, нападет на них. Опасения особенно усилились после появления  призывов некоторых украинских чиновников открыть против России второй фронт.

Но официальный Тбилиси не раз делал публичные заявления, выражая приверженность мирному решению конфликта. Аналогичную позицию выражала и оппозиция.

Закареишвили убежден, что в Сухуми и Цхинвали в скором будущем обратят внимание на слова Саакашвили. Но грузинская политическая элита должна опередить их и возглавить процесс.

«Будет очень правильным сказать, что это неблагородное и нечестное заявление, и мы должны отмежеваться от этого. Лично я от лица грузинского сообщества, строящего мосты между нами, выступаю с очень резким осуждением заявления Саакашвили».

О том, что большинство грузин не видят будущее разрешение конфликта в войне, говорят и соцопросы. В марте 2022 года, в разгар начавшейся в Украине войны, исследование, проведенное CRRC Georgia и «Кавказского дома», о гражданской и политической активности молодежи и ее участии в миротворчестве, показали, что молодые люди в Грузии подавляющим большинством (95%) поддерживают переговоры, а не применение силы. Только 2% выразили мнение, что конфликты должны быть решены силой. Большинство молодых людей в Грузии высказались за примирение. Почти две трети (62%) согласились с тем, что для достижения мира с абхазами и осетинами необходимо забыть прошлое и вместе думать о будущем.

На этом фоне конфликтолог Паата Закареишвили критикует подход «Грузинской мечты», которая готова общаться с абхазским обществом, как они заявляют, на все темы, кроме политических. По его словам, власти должны вести активную коммуникацию и с де-факто властями в том числе и на политические темы.

«Мы должны изменить этот подход и признать, что единственный мирный путь – диалог с Сухуми и Цхинвали, а также поддержка европейского контекста. Не российского, который, например, заигрывает со сторонами в конфликте между Арменией и Азербайджаном. Нечто подобное она делает и в Грузии. Мы должны бороться против мифа, что при определенных обстоятельствах Россия может способствовать нашему примирению. Это исключено, это бред. Единственный путь – Европа. И надо сказать им, что мы можем встретится в Брюсселе и через него решать наши вопросы», – говорит эксперт.

Закареишвили считает, что Грузии нужно усилить миротворческую функцию Миссии наблюдателей ЕС, «чтобы не было ощущений, что Тбилиси хочет взять реванш».

«Мы могли бы сделать так, чтобы миротворческие силы ЕС стояли между нами», – заключает конфликтолог.

В Сухуми и Цхинвали, особенно после российского вторжения в Украину, с особым опасением и пристальным вниманием смотрят на каждое действие и заявление, сделанное в Тбилиси. Поскольку тиражируемые пропагандой угрозы вторжения в условиях войны по соседству на первый взгляд выглядят вполне правдоподобно. И вместо того, чтобы каждый раз убеждать живущее на оккупированных территориях общество в безальтернативности решения существующего конфликта мирным путем, подобные призывы «к освобождению» еще больше отдаляют общество, доверие которого Тбилиси, уже многие годы пытается вернуть.

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика