«Закрыть грузинскую школу в негрузиноязычном регионе – преступление». У лицея в Марнеули отозвали лицензию - SOVA
общество

«Закрыть грузинскую школу в негрузиноязычном регионе – преступление». У лицея в Марнеули отозвали лицензию

Пока в Тбилиси проходят акции протеста с требованием не принимать «российский закон» об иноагентах, в 40 километрах от столицы, в городе Марнеули, акции устраивают родители и их дети. Требование протестующих: не закрывать грузинскую школу. В Минобразования говорят о технических причинах отзыва учебной лицензии, но администрация школы не исключает политической мотивации.

SOVA LOGO NEW SMALL общество featured, Марнеули, образование

«Не закрывайте нашу школу!», «Верните нам школу!» – дети начальных классов с такими плакатами в руках участвуют в акциях в городе Марнеули. 27 февраля школе-лицею им. Давида Агмашенебели приостановили авторизацию. По результатам четырехдневной проверки служба мониторинга Национального центра качества образования пришла к выводу – спортивный зал не отвечает требованиям.

«Комиссия качества имеет право приходить в любое время для проверки. Мы всегда этого ждали и по возможности старались быть готовыми. И готовились к авторизации в марте. Из затребованных документов 90% у нас были в порядке. Наша школа встретила комиссию очень подготовленной. В последний день должно было быть вынесено решение по имеющимся недостаткам. И этим недостатком был назван спортивный зал», – говорит замдиректора школы Ламзира Хундадзе.

По ее словам, во дворе учебного заведения есть специальное поле с зеленым покрытием, где детям проводятся спортивные занятия. Но когда пришла комиссия, день был дождливым, соответственно, урок физкультуры у детей был в классной комнате.

«Во время непогоды мы проводим занятия в классе. Теоретическая часть в спорте также важна. Это прописано и в стандарте проведения урока спорта. К тому же, на третьем этаже у нас есть зал площадью в 75 кв. м. С начала основания школы мы проходили столько авторизаций, но никогда не было замечаний по поводу того, что этот зал неудовлетворителен для проведения уроков физкультуры», – отмечает Хундадзе.

Несмотря на несогласие с решением комиссии, школа-лицей учла замечания и в ответном письме указала, что арендует другой спортзал в пяти минутах ходьбы от школы, при этом готова обеспечить и транспортировку детей. Но это предложение было отвергнуто.

Согласно решению Национального центра качества, школа должна прекратить учебный процесс 8 марта. Соответственно, 150 учеников останутся без занятий в середине семестра. Для обеспечения непрерывности учебного процесса Центр предлагает школьникам перевестись в другие общеобразовательные учреждения Марнеули.

samira общество featured, Марнеули, образование

В заявлении ведомства говорится: «Родители имеют доступ к информации о вакантных местах».

Но как заявляют администрация школы-лицея им. Агмашенебели и сами родители, предложить аналогичные условия другие учебные заведения просто не могут. К тому же, лицей – одна из немногих грузинских школ в преимущественно азербайджаноязычном городе. Остальные – преподают грузинский в качестве второго языка.

«Моя дочка в первом классе и грузинский выучила, и английский. Нам предлагают перераспределение, но мест нет. Зачем мне отвозить дочку в какую-то деревню? Там нет такого уровня образования. Наоборот, родители своих детей из сел приводят в нашу школу.

Я сам – этнический азербайджанец, и не хочу, чтобы мой ребенок ходил в школы, где грузинский язык преподают как второй. Зачем ребенок в Грузии должен учиться на азербайджанском или русском языках? Мне лучше, чтобы она знала родной, государственный язык», – говорит Дурсун Алагезов, папа девочки, учащейся в школе им. Агмашенебели.

В регионе Квемо Картли действует порядка 78 школ. Подавляющее большинство – негрузинские. Дети там в основном обучаются на азербайджанском языке. Реже – на русском. Грузинский язык в таких школах преподается с первого класса, но многие ученики даже по окончании школы не имеют базовых знаний государственного языка.

«У нас в регионе сложное положение. Дети растут в обстановке, где ни родители, ни бабушки и дедушки ни слова не понимают по-грузински. Родители с трудом, наконец, осознали, что детям необходимо изучать грузинский. И вдруг ты их в этом ограничиваешь?!», — говорит заместитель директора.

По словам Ламзиры Хундадзе, министерство образования, лишая детей школы в середине семестра, обязано предложить такие же условия или лучше. «В противном случае, это нарушение прав ребенка».

«Знаете, как плачут первоклассники? Они уже вообще не хотят учиться. Замдиректора Центра Каха Эрадзе на встрече со школьной администрацией и родителями обратился к последним, чтобы те убедили своих детей. Но вы же знаете, как они любят и привыкают к своим учителям, одноклассникам, условиям. Министерство предлагает места в грузинских школах, но не может предложить соответствующих условий, к которым дети привыкли. У нас каждый класс оснащен мониторами и проекторами. Какая муниципальная школа в Марнеули может такое предложить?».

В лицее им. Агмашенебели, при этом, не исключают, что за решением закрытия школы кроются политические мотивы. «Когда в негрузиноязычном регионе ты закрываешь детям лучшую грузинскую школу без основательных причин, это порождает вопросы и сомнения», – объясняет Хундадзе.

В руководстве школы говорят: эта история началась еще в 2016 году, когда подобным путем без весомых причин была приостановлена авторизация школы им. Демиреля. Тогда турецкая сторона требовала экстрадиции политического беженца Мустафы Эмре Чабука, который жил и работал в Грузии более 15 лет и работал в сфере образования. В Анкаре его обвиняли в связях с «террористической организацией FETO» – движением проживающего в эмиграции проповедника Фетхуллаха Гюлена.

С того времени в Грузии закрыли еще несколько школ образовательной сети Гюлена: в Батуми, Рустави и Тбилиси. Школа-лицей им. Давида Агмашенебели стала пятой в этом списке. И такая тенденция, по словам руководства, вызывает вопросы.

Политические мотивы в отзыве лицензии видит и Дурсун Алагезов, отец одной из учениц. Он не видит связи между возможностью изучения грузинского языка и наличием закрытого спортивного зала. Тем более, в школе есть помещение в 75 квадратов, которое используется для уроков физкультуры. «Знайте, завтра придут и к вашим детям и запретят им обучаться на грузинском языке», — предупреждает он общество.

«Марнеули не такой регион, где беспрерывно идут дожди. Я был в одной из школ, но директор сказал, что там нет мест. При этом он позвонил в министерство и сказал, что готов выделить свой кабинет под класс, но затребовал финансы для приобретения школьного инвентаря. Ему бросили трубку. То есть, все в курсе, но им просто все равно. А тем временем мой ребенок, который учится в первом классе, психологически подавлен и каждый день спрашивает, где будет дальше учиться».

Администрация школы-лицея, по словам замдиректора Ламзиры Хундадзе, вместе с родителями планирует продолжать акции протеста и требовать встречи с премьер-министром Грузии. Параллельно школа намерена обжаловать решение Службы мониторинга в суде.

«Наше главное требование сейчас – чтобы до конца учебного года нам дали время, чтобы не ломать детям психику. Они и без того с трудом привыкают к новой обстановке, к учителям. Это же начальная школа!.. Это просто обязательно – дети должны доучиться в привычной обстановке. Если бы вы видели, как наши ученики, не знавшие по-грузински ни слова, читают стихи, как они танцуют, поют… В какой муниципальной школе Марнеули такому научат? Сомневаюсь! Закрывать грузинскую школу в негрузиноязычном регионе – это просто преступление».