Irakli Kobakhidze 8947 новости Грузинская мечта, закон "О прозрачности иностранного влияния", Ираклий Кобахидзе

Новое антизападное заявление председателя «Мечты». Речь о законе об иноагентах

Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе выступил с очередным антизападным заявлением. По утверждению лидера правящей партии Грузии, с одной стороны ЕС призывает к деполяризации, а с другой финансирует поляризацию.

«Есть определенные вопросы, о которых даже наши партнеры могут не иметь должной информации. Например, тот же Евросоюз с одной стороны призывает нас к деполяризации, а с другой финансирует поляризацию. Есть и такие случаи. Когда общество будет осведомлено об этом, а соответствующие структуры будут владеть необходимой информацией, то это подтолкнет их прекратить финансирование подобного в Грузии. Например, есть одна организация, «Позор», которая разжигает поляризацию в стране, ее основная цель — разжигание поляризации, все знают, что это экстремистское крыло «Национального движения», и эта организация получает финансирование напрямую от Евросоюза.

Проблема в том, что финансирование поляризации происходит из-за рубежа. С одной стороны есть движение «Позор», а с другой «Альт-Инфо» и их финансируют зарубежные источники», — утверждает Кобахидзе.

Это заявление лидера «Мечты» связано с законопроектом об иноагентах, который призван ограничить неправительственный сектор и независимые СМИ Грузии. Инициаторами проекта закона, который, к слову, уже передан на рассмотрение юридического комитета парламента, являются формально покинувшие правящую партию депутаты. На Западе уже заговорили о том, что в случае принятия, закон отдалит Грузию от Евросоюза.

Накануне верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель и пресс-секретарь ЕС Питер Стано назвали законопроект тревожным.

Верховный представитель ЕС раскритиковал грузинский закон об иноагентах

На это председатель «Мечты» ответил, что «совершенно неуместно» утверждать, будто бы законопроект «О прозрачности иностранного влияния» способен помешать европейской интеграции страны.

«Вы видите, что аналогичный закон действует в США, гораздо более строгий, неадекватно строгий закон, мы считаем неправильным принимать такой строгий закон. Что касается Европы, то там тоже заговорили о принятии такого закона < > Речь идет о копировании американского закона. Как это все может противоречить евроинтеграции или другими вопросам? Это невероятно. В США такой закон действует, в ЕС сейчас инициируют такой законопроект, поэтому абсолютно неактуально обсуждать, что этот законопроект может помешать евроинтеграции страны», — заявил Кобахидзе.

По следам Путинской России?! В Грузии протестуют против закона об иноагентах

Добавим, что ни в одной европейской стране (помимо Венгрии) нет закона, который бы наделял общественную организацию или средство массовой информации статусом иноагента. Эта практика активно используется в РФ.

Американский, российский и венгерский опыт

Американский закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году. В 1966 году «Акт о регистрации иностранных агентов» претерпел изменения. Его фокус тогда сместился с политической пропаганды в сторону политического лоббизма. Кроме того, после 1950-х годов, когда многим американцам повсюду виделись намеки на усиление коммунистического влияния в США, определение «иностранных агентов» в законе стало более узким. К ним теперь причислялись лица и организации, действующие только по прямому указу или желанию зарубежных властей или организаций. Кроме того, в спорных случаях американские власти должны были доказать, что целью предполагаемых «агентов» действительно было влияние на политику США. Это последнее условие привело к тому, что случаи наказания за нарушение FARA стали очень редкими.

Американский закон требует, чтобы иностранные агенты в США, представляющие интересы иностранных держав в «политическом или квазиполитическом качестве», раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности и финансах. Согласно FARA, лицо может быть признано агентом иностранного принципала, если его деятельность финансируется или субсидируется из-за рубежа целиком или по большей части. При этом, организация, попадающая под определение «иностранного агента», может беспрепятственно выполнять свою работу после своевременной регистрации в министерстве юстиции. FARA не охватывает неполитический лоббизм, равно как и пропаганду в широком смысле. Распространение информации в коммерческих, культурных, научных и религиозных целях, а также привлечение пожертвований не предусматривают регистрации в качестве «иностранного агента».

В России Законом об иноагентах называют поправки к Закону о некоммерческих организациях. Они были приняты в 2012 году. В соответствии с ними статусом «иностранного агента» наделяют российские некоммерческие организации (НКО), получающие «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». При этом, Закон не распространяется, к примеру, на госкорпорации и госкомпании, а также на созданные ими НКО.

Стоит отметить, что при принятии закона о регистрации иностранных агентов в России Владимир Путин также говорил о том, что Москва в этом последовала примеру США. Однако при рассмотрении оказывается, что российский закон об НКО и американский FARA совсем не одно и то же. В США к «иностранным агентам» причисляют тех, кто напрямую управляется или контролируется иностранным правительством или организацией. В России же для получения этого статуса достаточно всего лишь получить зарубежный грант.

Внесенные в конце 2020 года изменения в законе позволили российскому правительству причислять к «иностранным агентам» также отдельных журналистов и вводить в отношении них ограничения. До 2021 года закон в России применялся не так широко, но с весны 2021 года на его основе началась полноценная кампания против независимых медиа. А после начала войны в Украине закон вышел на новый уровень. Российские власти начали использовать его для подавления любого инакомыслия или критики кремлёвского режима, закрывая правозащитные организации и медиа-проекты и уничтожая группы активистов.

Кроме того, 1 декабря 2022 года в России вступил в силу новый закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Госдума приняла его в конце июня и уже внесла в него и в полсотни других законов, включая уголовный кодекс, ужесточающие поправки. А правительство добавило жесткие правила их применения.

Для включения в реестр до сих пор было необходимо обнаружить у потенциального «иноагента» иностранное финансирование. Теперь же «агентом» будут признавать даже того, кто получил «иностранную поддержку» или просто попал под «иностранное влияние». Оно понимается достаточно широко. Влиянием будет считаться оказание любого «воздействия» — «путем принуждения, убеждения или иными способами».

По состоянию на 10 февраля 2023 года в российском реестре иностранных агентов содержится 548 позиций.

Венгерский закон об иностранных агентах был принят правящей партией страны в 2017 году. Согласно Акту, некоммерческие организации, получающие из-за рубежа пожертвования размером больше 7,2 млн форинтов (около 21 тыс. евро по нынешнему курсу) в год, должны зарегистрироваться в качестве «организаций, получающих финансирование из-за рубежа» и публично отчитываться о всех пожертвованиях больше 1400 евро. В 2020 году Высший судебный орган Евросоюза постановил, что венгерский закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» не соответствует принципам ЕС и должен быть отменен.

Аффилированные с «Мечтой» депутаты инициировали альтернативный вариант закона об иноагентах

 

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости