«Не цепляться за какие-то догмы». В России обсуждают мораторий на закон о госзакупках

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила правительству России «наложить мораторий» на действие закона о госзакупках — чтобы «развязать руки» чиновникам и дать им возможность «эффективного освоения выделяемых средств для развития страны и инвестиций в экономику». К чему это может привести?

«Я бы предложила с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы, а, может быть, наложить мораторий на 44-й закон и дать возможность быстро осваивать средства», — сказала Матвиенко на заседании Совета Федерации в среду. Под «новой реальностью» спикер, по-видимому, имела в виду войну против Украины и ее последствия, в том числе для экономики России, а под «догмами» — нормы закона о госзакупках.

Матвиенко предлагает правительству разрешить властям регионов «в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов» — «на период до завершения специальной военной операции» (так войну называют власти России).

Предложение, таким образом, касается отмены конкурсных процедур для одной из самых затратных сфер — государственных строек, на которые уходят миллиарды рублей, в том числе на уровне региональных бюджетов. «Я переговорю с председателем правительства», — пообещала спикер.

Идею Матвиенко прокомментировали в правительстве. Минфин, как сообщают РИА «Новости», ее не поддержал. Закон о госзакупках «не задерживает освоение средств» и «позволяет заключать контракты в самые сжатые сроки», возразили Матвиенко в министерстве.

Гендиректор «Трансперенси интернэшнл Россия» Илья Шуманов (он и организация признаны в России «иноагентами») сказал Би-би-си, что предложение Матвиенко, по его мнению, «выглядит как лоббирование коррупционерами своих интересов».

Что за «догмы»?

В России расходы различных государственных структур — от муниципалитетов маленьких городов до структур администрации президента — должны проходить через процедуру госзакупок. В основном это публичные торги, в которых может принять участие широкий круг компаний.

Система была разработана для борьбы с коррупцией и повышения конкуренции в экономике. Эта реформа проводилась много лет и с большим сопротивлением со стороны чиновников и крупного бизнеса, под нее написано законодательство и готовились специальные торговые площадки.

Благодаря реформе допуск к госзакупкам получил средний и иногда малый бизнес, не связанный с властью. В некоторых компаниях даже появились подразделения, участвующие в госзакупках — со специалистами по работе в госзакупках.

В этой процедуре есть лазейка: госзаказчик может размещать контракт без конкурса — у «единственного поставщика». Но в большинстве случае, по закону, на это необходимо получать разрешение правительства или президента России.

Система, конечно, не всегда работает на практике. Би-би-си, например, рассказывала о том, как проходили карантин люди, контактирующие с президентом Владимиром Путином. И там происходит «круговорот» денег в бюджетной системе: правительство выделяло их из своих резервов, а получали их гостиницы, подконтрольные управлению делами президента.

Госзакупки стали базой для многих журналистских расследований — это предполагает общественный контроль над их проведением. За прозрачностью системы следят и госорганы, например, Счетная палата России и Федеральная антимонопольная служба.

По примеру пандемии?

Приостановить действие федерального закона, по версии Матвиенко, может само правительство — хотя это прямо противоречит принципу разделения властей.

Похожую схему власти России уже применяли в начале пандемии. Правда, чтобы получить новые полномочия, правительству пришлось внести в Госдуму поправки в закон о госзакупках. Они были экстренно приняты в марте 2020 года.

Поправки отменяли жесткое регулирование закупок в условиях «чрезвычайных ситуаций» и наделяли правительство правом устанавливать на это время не предусмотренные законом случаи закупок без конкурса и правила их размещения.

«Важно, чтобы после нормализации ситуации власти вернули аукционы», — отмечали уже тогда эксперты.

Самостоятельно отменить действие закона правительство все же не вправе.

Как это может отразиться на коррупции и экономике?

На общем фоне происходящего в России предложения Матвиенко вписываются в тенденцию вывода из-под общественного контроля сведений как о бюджетных затратах, так и о возможной коррупции госслужащих.

Из года в год журналисты, например, раньше анализировали декларации о доходах и имуществе чиновников и депутатов — это была одна из редких возможностей узнать что-то о довольно закрытой жизни российского правящего класса. В этом году публиковаться они не будут.

Отменят ли в случае моратория на закон о госзакупках и требования публикации сведений о заключенных без конкурса госконтрактах и господрядах, которые пока еще доступны для широкой аудитории, — неизвестно.

Экономисты и аналитики раньше оценивали состояние российской экономики, опираясь на данные статистики. С начала войны с Украиной ее публикуют в сильно урезанном виде, например, закрыта почти вся таможенная статистика. Как писала FT, сейчас власти обсуждают возможность рассекретить часть статистики — но этого еще не произошло. А пока даже сами чиновники до конца не понимают, что происходит с экономикой страны.

«Отсутствие формальных и открытых конкурсных процедур госзакупок приведет к избыточным коррупционным рискам, которые описаны в учебниках по экономике», — сказал Би-би-си Илья Шуманов.

Отказ от публичности, по его мнению, закроет возможность получать доступ к информации о закупках не только гражданам, медиа и общественным организациям, специализирующимся на выявлении коррупционных рисков, но и ограничит конкуренцию на рынке.


Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC