Фатальная Макеевка: ошибки ВС РФ и новый этап ВСУ - SOVA
политика

Фатальная Макеевка: ошибки ВС РФ и новый этап ВСУ

Новогоднюю ночь Украина провела под обстрелами. Но пока Путин выступал с самым продолжительным новогодним обращением, ВСУ сотрясли небо над российскими войсками. Вооруженные силы Украины нанесли один из самых уничтожающих ударов по российской базе в Макеевке. Вынудив Москву впервые за долгое время признать потери.

Массированный обстрел Украины российские войска начали еще в канун Нового года. Со всеми сопутствующими разрушениями и жертвами. Пожары, погибшие, раненые… Но и российские войска встретили новый 2023-й не без трагических для них событий. Третьего января в городах Самарской области прошли траурные митинги в память о погибших в результате новогодней атаки российской военной базы. Попаданием четырех высокоточных американских HIMARS ВСУ сравняли с землей пункт временной дислокации мобилизованных в Макеевке. В небольшом городе на востоке Украины, который с 2014 года находится под контролем поддерживаемых Кремлем сепаратистов.

Сведения о жертвах с двух сторон, как обычно, оказались противоречащими друг другу. Согласно Управлению стратегических коммуникаций ВСУ, в результате удара в здании профессионально-технического училища №19 (ПТУ) убиты 400 и ранены 300 мобилизованных.

Другую цифру, значительно отличающуюся от приведенной украинской стороной, назвала российская. Спустя лишь сутки Минобороны РФ отреагировало на атаку заявлением, изначально говоря о 63 погибших. Однако, еще спустя два дня цифра увеличилась – число найденных под завалами, по их словам, возросло до 89. Параллельно тиражированию российских официальных данных Z-блогеры писали о «великих потерях», намекая на большие цифры. Согласно же Reuters, со ссылкой на источники в руководстве т.н. «ДНР», под завалами погибло менее 100 человек. А данные о сотнях жертв, по словам источника, «преувеличены».

Минобороны России сообщило о гибели 89 военнослужащих в результате удара по Макеевке

Сколько же конкретно людей находилось в здании ПТУ на момент попадания и скольким удалось выжить – сказать точно пока невозможно. Как и в целом о потерях на фронте с обеих сторон. Поскольку Киев ведет свою статистику, а Москва свою. И разница минимум в несколько десятков тысяч.

Впрочем потери в Макеевке — первое со стороны России официальное признание потери личного состава за долгое время. Со дня объявления мобилизации Москва перестала отчитываться. Однако за этим признанием сразу же последовало обвинение. Как ни странно, своих же военных. Согласно заявлениям Кремля, ударить по цели удалось из-за активного использования мобильных телефонов военнослужащими, что позволило определить их местоположение.

«Уже сейчас очевидно, что основной причиной произошедшего стало включение и массовое использование, вопреки запрету, личным составом мобильных телефонов в зоне досягаемости средств поражения противника», – заявил первый заместитель начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Севрюков.

Более того, в военном ведомстве, глава которого, как и Путин даже не выразил соболезнования семьям погибших, лишь пообещав привлечь к ответственности виновных в случившейся трагедии.

Британская разведка, в свою очередь заявила, что всему виной непрофессионализм российской армии. Поскольку масштабные разрушения, по их словам, вызвали вторичные взрывы.

«Учитывая масштабы повреждений, существует реальная вероятность того, что рядом с местом размещения войск хранились боеприпасы сдетонировали во время удара, вызвав вторичные взрывы», – говорится в сводке.

«Катастрофа, которая имеет фамилию». Что известно об украинском ударе по зданию ПТУ в Макеевке

Так называемый экс-министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) опасается, что подобное может повториться. Он, кстати говоря, среди тех, кто утверждает, что «счет погибших и раненых идет на многие сотни». Гиркин подтверждает версию взрыва боекомплекта. По его словам, уничтожена вся военная техника, которая хранилась «без малейших признаков маскировки».

К наказанию виновных призвал и т.н. замминистра ДНР Даниил Безсонов. По его словам, «самые серьезные поражения на этой войне враг наносил не из-за своей крутости и таланта, а из-за наших ошибок».

О «некомпетентности и неспособности воспринимать опыт войны» как о серьезной проблеме написал автор Telegram-канала Colonelcassad Борис Рожин. По его словам, причина массовой потери заключается в «скученном размещении личного состава в пределах эффективного огневого поражения противника».

«Несмотря на несколько месяцев войны, некоторые выводы не делают, отсюда и необязательные потери, которых при принятии элементарных мер предосторожности, связанных с вопросами рассредоточения и укрытия личного состава, могло и не быть».

Свое возмущение выразил и один из бывших лидеров ДНР, автор Telegram-канала «Рядовой Губарев» Павел Губарев. Случившееся в Макеевке он назвал «преступной халатностью».

«Расселяться малыми группами – это знают все. Мобилизованные могли не знать, но начальство знать должно! Если сейчас за такое не наказывать, то дальше только дно!».

В действительности же такие точечные уничтожающие удары по пунктам компактного расположения российских войск Украина производит не впервые. В декабре украинские HIMARS достигли базы отдыха во временно оккупированном Мелитополе, на которой, согласно СМИ, квартировались «кадыровцы». Мэр Мелитополя Иван Федоров тогда заявил о 200 пострадавших. Российская сторона этого не подтвердила.

Еще в октябре о десятках ликвидированных чеченских бойцов в Херсонской области заявил глава Херсонской ОВА Сергей Хлань. По его словам, около 40 погибли и 200 получили ранения. Согласно чеченскому оппозиционному Telegram-каналу 1ADAT, из-за удара погибло не менее ста кадыровцев.

Уже после Макеевки, третьего января, Генштаб ВСУ подтвердил удар по пункту базирования российских войск в Токмаке Запорожской области в результате которого пострадали и умерли 80 военнослужащих.

Но подобные инциденты происходили не раз и за линией фронта. В новогоднюю ночь над приграничной Белгородской областью, где, кажется, уже привыкли к звукам сирен, по словам местного российского губернатора, вновь заработали системы ПВО. В этой российской области в связи с обстрелами приграничные села не раз эвакуировались, а здания рушились. 29 декабря местные власти сообщили, что ВСУ обстреляли и приграничные территории Курской области. Но подобные обвинения в Киеве лишь списали на «промахи российских военных».

«Промахом» оказалсь и атаки на военные аэродромы «Энгельс» в Саратовской области и «Дягилево» в Рязанской, с сопутствующими жертвами. Киев назвал это «последствием российской агрессии», а Москва «попыткой вывести из строя российские самолеты дальней авиации».

Взрыв на аэродроме, но уже в Крыму гремел летом прошлого года. Однако случай на аэродроме «Саки» в российском Минобороны оправдали «нарушением правил безопасности» и детонацией авиационных боеприпасов на площадке хранения. Но именно за этот случай Украина официально взяла на себя ответственность.

«Речь идет о серии успешных ракетных ударов по крымским авиабазам противника, прежде всего — по аэродрому «Саки». Задача ВС Украины на 2023 год — сделать для россиян и в других оккупированных территориях эти ощущения более острыми, естественными и вполне ощутимыми, несмотря на значительное расстояние до целей», — написал в своей совместной колонке главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.

Игнорировать «ощущения» было невозможно и 4 января в Крыму. Согласно местным властям, российская система ПВО сбила два беспилотника возле аэродрома Бельбек.

Впрочем, Вооруженные силы Украины, согласно их же отчетам, регулярно наносят удары по местам скопления российских военных и техники, складах боеприпасов и по стратегическим целям. Поддерживая такие темпы, Украина и вовсе планирует проведение масштабного контрнаступления, заявил глава украинской разведки Кирилл Буданов в интервью американской телекомпании ABC News.

«Весной мы увидим больше освобождений территорий и нанесение окончательного поражения Российской Федерации. Это произойдет по всей Украине, от Крыма до Донбасса», – анонсировал Буданов.

Коротко о взрыве на Крымском мосту: обстоятельства, версии, фото и видео

Об освобождении Крыма к концу лета, в беседе с SOVA говорит и бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе, генерал-лейтенант Бен Ходжес. По его словам, украинский Генштаб проделывает отличную работу, нанося удары по основным путям снабжения. И следующие два месяца, считает он, стоит посвятить уничтожению российской логистики, которую Ходжес называет достаточно «хрупкой».

«В Крым ведут только две дороги. Одна – через Керченский мост, который и так уже сильно поврежден. А вторая – это сухопутный мост, который проходит через Мариуполь и Мелитополь. По которому украинцы также нанесли удар. Обе дороги разрушены. Что делает Крым сегодня ловушкой для российских войск».

Что же касается перспектив продвижения Украины «вглубь России», то украинский военный советник, давший интервью изданию Financial Times на условиях анонимности, заявил, что скоро и «у России не будет безопасных зон». По его словам, после атак бесполотников на военные аэродромы, ВСУ смогут достигать «любых целей» на территории России, в том числе в Сибири.

Это, возможно, не поможет победить, считает источник, но может повлиять на «проводимые Киевом операции по оказанию влияния» на территории России.

Технически у Украины есть необходимое вооружение для нанесения таких ударов по военным или инфраструктурным объектам на территории России, заявил в интервью Би-би-си военный обозреватель Юрий Федоров. Но США получили в Киеве заверения о неприменении Украиной передаваемых ей американских HIMARS против целей на вражеской территории.

Именно поэтому Украина пытается действовать очень по-новаторски и неожиданно, отмечает австрийский военный эксперт Маркус Райснер в интервью Deutsche Welle. И это, по его словам, приводит к чувствительным поражениям России на информационном фронте.

«Сразу возникают вопросы: каким образом украинское оружие может достигать, скажем, порта в Крыму? Однако украинские атаки будут иметь стратегические результаты, если они будут проводиться регулярно и массированно, если их результатом будет ослабление способности российской армии атаковать Украину дронами и крылатыми ракетами».