Site icon SOVA

Собеседники Гарибашвили: что не так со встречами грузинского премьера

irakli gharibashvili 546683 политика featured, Бидзина Иванишвили, Виктоор Орбан, грузия-азербайджан, Грузия-Венгрия, Грузия-ЕС, Грузия-Туркменистан, Ильхам Алиев, Ираклий Гарибашвили, Сердар Бердымухамедов

Встреча с «маленьким европейским Путиным»

Встреча Ираклия Гарибашвили с его венгерским коллегой Виктором Орбаном, которого давно называют «следующим диктатором Европы» и «маленьким европейским Путиным», состоялась в конце октября в Будапеште. В рамках официального визита грузинского премьера между двумя лидерами прошла приватная беседа за неформальным ужином. Политики продолжили обсуждение в формате переговоров, после которых выступили с совместным брифингом. На нем и были озвучены недвусмысленные месседжи.

Венгерский лидер начал с критики Брюсселя, осудив решение Евросоюза не предоставлять Грузии статус кандидата на вступление в ЕС, в то время как Украина и Молдова его получили. Орбан нашел такой подход «дискриминационным» и «вредоносным», поскольку в виду проделанной работы Тбилиси, по его словам, этот статус заслужил.

«Это решение было неуважительным по отношению к грузинскому народу, грузинскому государству».

Гарибашвили, в свою очередь, подчеркнул, что в проделанной его правительством работе есть заслуги и самого Виктора Орбана. Ведь именно у Венгрии под его руководством «Мечта» «переняла много примеров и успешных реформ».

Примечательно, что для самого Евросоюза, куда стремится Тбилиси, Будапешт давно перестал быть «примером». Об этом говорится и в принятой 15 сентября Европарламентом резолюции, согласно которой, Венгрия под началом, как часто упоминают западные СМИ, «ближайшего союзника Путина в ЕС», «превратилась в гибридный режим выборной демократии». Причинами названо «нарушение демократии, основных прав и верховенства закона».

И тем не менее, глава грузинского правительства подчеркнул: Тбилиси стремится еще больше сблизиться с Будапештом, который сам отдаляется от Евросоюза.

В украинском вопросе, который, судя по заявлениям лидеров, также обсуждался на переговорах, Орбан и Гарибашвили, кажется, тоже сошлись. Последний подчеркнул, что интересы своих стран власти Венгрии и Грузии должны ставить на первое место, несмотря ни на что.

«Мы делаем максимум, чтобы защитить наши страны. Мы на всех платформах поддерживаем Украину, хотим, чтобы эта война закончилась как можно скорее. Нашей целью не должно быть продолжение этой войны, наоборот, нашей целью должно быть скорейшее прекращение войны».

Поддержка Орбаном Украины, впрочем, весьма неоднозначна. С одной стороны, Будапешт не блокировал введенные против России санкции и не выступал против военной помощи Киеву со стороны ЕС. Зато он отказался от транзита оружия для Киева через Венгрию. В преддверии проходивших на фоне войны выборов Орбан даже называл оппозицию, выступавшую за поставки оружия Украине, «партией войны», а президента Владимира Зеленского – противником, против которого Венгрия должна бороться. Аналогичная риторика в адрес внутренних оппонентов и лидеров Украины, якобы желающих втянуть страну в войну, слышна и в Грузии. Члены правящей «Грузинской мечты» так реагируют на критику за слабую поддержку Киева и отказ вводить двусторонние экономические санкции.

Тайная «ресторанная дипломатия»

В октябре-2022 впервые за семь лет президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Грузию с визитом. Хоть и очень странным. Встреча оказалась торжественной и, в тоже время, таинственной. Настолько, что о визите главы соседнего государства не была проинформирована даже президент принимающей страны – Саломе Зурабишвили.

Помимо прочего, официальная встреча политиков состоялась не в привычной для таких мероприятий обстановке – государственном административном здании или в конференц-зале утвержденной гостиницы, а на территории частной, негосударственной компании, распложенной за пределами столицы – в усадьбе князей Багратионов-Мухранских. Поэтому переговоры Гарибашвили и Алиева назвали примером «ресторанной дипломатии».

Поговаривают, что еще до встречи двух лидеров в поместье, некогда принадлежавшем знаменитому аристократическому роду, прибыл неформальный правитель Грузии, олигарх Бидзина Иванишвили. Цель – провести такие же неформальные переговоры с президентом соседней страны. Как утверждает одиозный лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, Алиев и Иванишвили обсуждали «раздел украденных миллиардов». Они были заработаны «клановыми семьями» в результате транспортировки нефти и газа в Европу, заявил оппозиционер.

Официально переговоры в Шато-Мухрани провели премьер Грузии и президент Азербайджана. По итогам встречи они выступили с совместным заявлением, подчеркнув особые дружеские отношения и стратегическое партнерство между Тбилиси и Баку. Алиев также отметил готовность к трехсторонним консультациям с участием Грузии и Армении.

СМИ сообщили, что в рамках визита президент Азербайджана ознакомился с выставкой «Наследие Карабахского ханства», проходившей на территории усадьбы. Наблюдатели считают: в Ереване такой жест может быть встречен неодобрительно. Но примечательно, что, если в релизе пресс-службы азербайджанского президента об этом говорится, то пресс-служба правительства Грузии заявила лишь о фотовыставке «хранящейся в Национальном музее коллекции азербайджанского культурного наследия в Грузии».

Но это не единственная деталь, которую заметили наблюдатели. К примеру, исследователь Зураб Батиашвили обратил внимание на картину, висевшую в комнате переговоров, на фоне которой Гарибашвили и Алиев даже сделали совместное фото. Речь идет о портрете генерал-лейтенанта Русской императорской армии, участника Кавказских походов и Крымской войны Иванэ Багратиона-Мухранского.

«В дипломатии важна каждая деталь, особенно те, которые попадают в кадр и в которых обычно содержится определенное послание / послания. Я не знаю точно, какое конкретно послание или послания хотел передать премьер-министр Грузии Гарибашвили, когда принимал президента Азербайджана Алиева на фоне портрета Иванэ Багратиона-Мухранского, генерала Российской империи.

Иванэ Багратион-Мухранский был богатейшим (олигархом по меркам того времени) грузином, находящимся на службе Российской империи, получившим высшую награду от императора, орден св. Георгия III степени, за самоотверженность в борьбе с турками. Он также активно участвовал в войне против Шамиля и был командиром Ереванского полка. Образование получил в пажеском корпусе в Петербурге.

Судите сами, каким посылом все это может служить для Азербайджана, главного союзника Турции», — написал Батиашвили.

Внезапный и довольно скрытный визит (причины скрытности власти внятно не объяснили) Алиева стал предметом обсуждений в рядах грузинской оппозиции. Тот факт, что о визите не знала даже президент Зурабишвили, критики власти расценили как пренебрежение президентским институтом. Это, в свою очередь, указывает на «стремление установить в стране диктатуру». По словам оппозиционера Хатии Деканоидзе, странный формат встречи говорит и о том, что «Грузинская мечта» попросту не хотела затрагивать неудобный вопрос делимитации государственной границы на спорном участке монастыря Давид-Гареджи.

В гостях у автократа

Спустя почти полгода после инаугурации нового президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, с официальным визитом в Ашхабад отправился премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. У трапа самолета политика, помимо официальных лиц, встречали дети в национальных костюмах с туркменским ковром в руках.

В одну из самых закрытых стран мира глава грузинского правительства вылетел для обсуждения углубления отношений. Вместе с новоизбранным «вождем», выпускником российской дипакадемии, награжденным Путиным «Орденом Дружбы», Гарибашвили поговорил о совместных проектах и транзитном потенциале двух стран. Позже, в своем Twitter грузинский премьер назвал встречу «плодотворной».

Пресс-служба правительства сообщила, что лидеры обсуждали региональные транспортные проекты и грузоперевозки, торговлю между Азией и Европой через Каспийское и Черное моря. Ожидаемо экономическая повестка.

Но стоит отметить, что Туркменистан – одна из самых авторитарных стран мира. В 2021 году Ашхабад занял 161-е место из 167-ми в Индексе демократии, получив 1,66 балла – низший показатель за последние 15 лет. По Индексу свободы слова Туркменистан также традиционно занимает одну из последних позиций – в 2021 году он был на 178-м месте из 180-ти стран мира, уступив антилидерство только Эритрее и КНДР.

В СМИ Туркменистан часто называют «автократическим государством в самом экстремальном виде». И несмотря на приход к власти Бердымухамедова-младшего, надежд на ослабление автократии нет.

С момента развала Советского Союза президент республики менялся лишь дважды – первый раз, когда в декабре 2006 года «Туркменбаши» Сапармурат Ниязов скоропостижно скончался, второй раз – когда Гурбангулы Бердымухамедов, он же «Аркадаг» («Покровитель»), в феврале 2022 года пообещал «дать дорогу молодым». Позже выяснилось, что речь шла о его 40-летнем сыне.

И хотя переговоры премьера Гарибашвили с президентом Бердымухамедовым Вторым, скорее всего, действительно касались исключительно экономических вопросов, в Тбилиси неоднозначно оценили визит. А в соцсетях шутили: «Эй, Запад не там, он – в другой стороне!».

Exit mobile version