Россияне в Грузии: экономический импульс или экзистенциальные риски - SOVA
политика

Россияне в Грузии: экономический импульс или экзистенциальные риски

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в очередной раз заявил о беспрецедентном росте экономики. Так или иначе, но одна из сфер, которая способствует росту – восстанавливающийся после пандемии туризм. Доходы Грузии от международных визитеров за январь-апрель составили 580 млн долларов – около 70% от допандемийного уровня. При этом стала проявляться новая тенденция – рост «долгосрочных визитов». Но новоприбывшие, которые остаются в стране на длительное время, как правило, не пользуются туристическими услугами. Это влияет на весь сектор и, следовательно, на экономику в целом, отмечают эксперты. Не говоря о рисках для безопасности страны.

Приезжие, но не туристы

По данным Администрации туризма Грузии, число визитеров из Российской Федерации за май 2022 года составило более 51 тысячи человек. Что больше, чем было в марте и апреле. Но в ведомстве не уточнили, какое число россиян покинуло страну за этот период времени, а какое осталось.

Среди причин, подтолкнувших россиян к массовой эмиграции, – неприятие политики Кремля, опасения по поводу возможного призыва в армию, возникновения нового «железного занавеса» и экономические санкции. Одними из первых покидать РФ стали лица, оказавшиеся в зоне риска – журналисты и активисты.

Большинство журналистов, перебравшихся в Грузию, работают на иностранные медиа. Следовательно, платят налоги той стране, в которой зарегистрировано СМИ. Мария – одна из таких журналистов. Девушка работает на фрилансе в одном из иностранных медиа, признанном в России иностранным агентом, и налоги с каждой статьи платит в казну государства, где зарегистрировано издание. В Грузии Мария находится чуть менее года. Переехать из России ей пришлось из соображений личной безопасности. При этом, девушка отмечает, что уже давно не чувствует себя туристкой.

«Первые два-три месяца, да, я была туристом на 100%. Объездила все туристические места в окрестностях Тбилиси и Батуми. Иногда не хотелось даже готовить дома. Каждый прием пищи – старались с друзьями посетить новое заведение. Не было до конца даже понимания, насколько я здесь. Но сейчас я уже причисляю себя больше к местным, чем к туристам. Да и мыслей о скором возращении в Россию нет. Основную часть дня я работаю, времени, чтобы каждый день куда-то ходить, особо нет. Поэтому выбираемся с друзьями максимум один-два раза в неделю».

Арендный бум: война в Украине привела к кризису на рынке недвижимости в Грузии

Девушка вспоминает, что при выборе места релокации многие ее друзья советовали рассмотреть именно Грузию из-за удобной визовой политики и достаточно демократических цен, в сравнении с европейскими. Особенно удобно жить в Грузии, когда зарабатываешь в иностранной валюте, отмечает Мария.

Остановили свой выбор на Грузии и многие российские оппозиционные активисты. Владимир Дубовский переехал в августе 2021 года, когда понял, что его собираются привлечь по делу о финансировании экстремистской деятельности. Дубовский – в прошлом координатор штаба Навальногово во Владивостоке, начал заниматься политической деятельностью еще в нулевых. После многих лет участия в разных оппозиционных движениях Владимир был вынужден уехать из России. В Грузии он работает диджитал-маркетологом на иностранную компанию. После начала военных действий в Украине Владимир стал одним из соучредителей организации «Россияне в Сакартвело».

«Был очень большой поток россиян, и я тогда разместил в Twitter твит о том, что соотечественники, которые оказались в Грузии, могут мне написать, и я постараюсь помочь. Таким образом уже более 70-ти человек прошло через мою квартиру. И как раз тогда мы с ребятами выходили к парламенту, секции интересов России при швейцарском посольстве, участвовали в антивоенных митингах. И стало понятно, что нас, россиян против войны, тут очень много. И тогда мы решили создать такое объединение».

Целью организации является оказание помощи переезжающим россиянам по бытовым вопросам, таким как где снять жилье, сделать страховку и т. д. А также знакомство местного населения с гражданами РФ – чтобы показать, что не все они выступают за войну.

Примерно через месяц после начала деятельности, по словам Владимира, они решили зарегистрировать неправительственную организацию – на всякий случай, чтобы все точно было в рамках местного законодательства.

[áмбави] Особый путь: двуглавая сущность России

Значительный поток приезжих из России составили и IT-специалисты. С конца февраля РФ покинуло, по разным оценкам, от 50 до 100 с лишним тысяч айтишников. Грузия привлекает их относительно невысокими налогами. При работе на зарубежного заказчика ставка составляет 20% (НДФЛ). В октябре 2020-го в стране приняли регуляцию, которая освобождает IT-компании со статусом международных от большего числа налогов. Юрлицо, имеющее статус международного, должно платить 5% налога на прибыль вместо 15%. К слову, если прибыль реинвестируемая или остается на счету компании, налог составляет 0%. А еще – 0% налога на дивиденды вместо 5%, 0% НДС – вместо 18%, и 5% подоходного налога – вместо 20%. Поэтому в Грузии – намного более привлекательные условия, чем в ЕС и США.

Экономист и соучредитель Центра экономической трансформации Нодар Сирбиладзе отмечает: приток россиян действительно повлиял на стабилизацию лари. Но, в то же время, возросший поток иностранцев привел к росту цен на рынке недвижимости. А учитывая тот факт, что многие россияне планируют в будущем вернуться на родину или перебраться в третьи страны, создает риски кратковременности прибыли для грузинской экономики.

«Черная дыра» для обхода санкций

Переезжая в Грузию, многие граждане РФ стремятся перевести сюда и свое дело. В первые дни после начала войны в Украине в Государственный реестр поступило больше заявок от россиян, желающих зарегистрировать бизнес, чем за несколько предыдущих лет. Сделать это достаточно несложно, в интернете – десятки страниц на русском языке с подобной инструкцией, как действовать при открытии в Грузии ИП.

Такая тенденция может превратить страну в «черную дыру» для обхода антироссийских санкций. Так, в частности, считает конфликтолог Паата Закареишвили.

«То, что многие люди стремятся иметь тут свой бизнес – это нормально. Большинство из них – средний класс. Я сомневаюсь, что сюда приезжают рабочие фабрик и заводов. То есть, сюда приезжают люди более свободных профессий, люди, которые могут работать дистанционно и перевезти сюда свой безобидный бизнес. Но на фоне безобидного бизнеса сюда может стремиться и тот бизнес, который попал под санкции. Вот тогда у Грузии могут возникнуть проблемы. На первом этапе Грузию, конечно, вряд ли будут наказывать, но от нее потребуют, чтобы мы как-то минимизировали и убрали условия для таких фирм».

Без богемного образа жизни: история о том, как россиянам в Грузии не угодили

Еще в начале апреля власти Украины заявили, что Россия наладила каналы для контрабанды подсанкционных товаров через Грузию. В министерстве обороны страны тогда утверждали, что грузинские спецслужбы получили указания от политического руководства не препятствовать деятельности контрабандистов.

В Тбилиси, впрочем, эти заявления назвали абсурдными и беспочвенными. В Службе госбезопасности призвали Украину предоставить доказательства, отметив, что в противном случае обвинения будут считаться дезинформацией и «крайне недружественным шагом» для провоцирования внутренних волнений в Грузии.

А вот министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили сказал, что Грузия – остров свободы, привлекающий граждан многих, в том числе соседних, стран. «И если люди действительно бегут от режима и пытаются заниматься бизнесом в свободной среде, вне зависимости от национальности, <…> мы должны дать людям возможность вести бизнес правильно, легально и в соответствии с законом».

Экономист Нодар Сирбиладзе отмечает, что регистрация бизнеса действительно может положительно сказаться на доходах бюджета при прочих равных условиях. Но цель многих компаний – попросту уйти от западных санкций.

«Государственный контроль должен быть максимально высоким, чтобы никто не стремился обходить правила. Иначе это может похоронить наше европейское будущее», – говорит Сирбиладзе.

Российские эмигранты сталкиваются с прохладным приемом в Грузии

Экзистенциальные риски

В грузинском обществе есть и другие опасения, связанные с переездом большого количества россиян, – экзистенциальные. Многие считают, что миграционный поток несет риски для безопасности страны. Они ссылаются на политику Кремля в «ближнем зарубежье» – декларированную защиту граждан РФ и русскоязычных в любой точке планеты.

Паата Закареишвили скептически относится к таким опасениям.

«У России нет такой юрисдикции в этом случае, как это было в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Донецкой, Луганской областях, Крыму. То есть, там это было коренное русскоязычное население. Они там живут поколениями. И живущим на месте людям Россия начала раздавать гражданство, как это было в Абхазии, Южной Осетии. Поэтому мигранты, приезжие, не укоренившиеся здесь, вряд ли смогут быть массой для реализации таких сценариев. Вот если Грузия начнет выдавать им гражданство, то это другое дело. Но пока они находятся здесь временно, на них невозможно будет опереться. Россия «защищает» таких людей, которые живут в каком-то месте поколениями, и Россия якобы хочет, чтобы они не были ущемлены в правах. Но, если кто-то из приезжих захочет здесь надолго остаться, за такими людьми надо следить, я думаю. На законных основаниях, конечно».

Эксперт, при этом, не исключает, что в потоке прибывших в Грузию россиян могут быть и сотрудники спецслужб – чтобы, как минимум, изучить настроения среди самих граждан РФ, а максимум – впоследствии использовать их в интересах Кремля.

«Я не исключаю, что российские спецслужбы, почувствовав, что достаточно большой поток граждан России стремится в Грузию, внедряют туда и своих людей. В первую очередь, это происходит, чтобы следить за своими же, скажем так. А во вторую – потом они будут провоцировать, вербовать кого-то».

Безграничный контроль: почему в Абхазии стали бояться российской аннексии