Site icon SOVA

Среди санкций против России есть и спортивные. Такие применялись против ЮАР из-за апартеида. Апартеида больше нет

124309202 putin getty 491676958 Новости BBC война в Украине, Россия, спорт, ЮАР

 

Getty Images

С началом вторжения в Украину многие российские спортсмены лишились возможности принимать участие в международных соревнованиях.

Под санкции попали российские футбольные и баскетбольные клубы и сборные, гимнасты, легкоатлеты, пловцы, у России отобрали право на проведение чемпионата мира по хоккею и Гран-при Формулы-1 в Сочи — список можно продолжать.

В истории спорта такое случается не впервые. В свое время с похожими санкциями столкнулась и Южноафриканская Республика — и, как считается, они сыграли свою роль в падении режима апартеида.

Южноафриканцы не понаслышке знают о спортивных санкциях — спортсмены ЮАР в различной степени были изолированы от мирового спорта с 1960-х годов и до начала падения апартеида в 1991 году.

Санкции, особенно в области спорта, экономики, образования, искусства и культуры, сыграли решающую роль в ликвидации апартеида и установлении демократического порядка в Южной Африке в 1994 году.

«Санкции, в том числе спортивные, помогли свергнуть режим апартеида, поэтому имеет смысл применить их и к России», — сказал в интервью Би-би-си бывший глава объединенного совета по крикету ЮАР Али Бахер.

«К сожалению, российским спортсменам приходится страдать из-за своего лидера, но то же самое произошло и с нами, южноафриканцами. Многие, в том числе и я, не поддерживали апартеид, но и нам пришлось страдать от последствий изоляции», — говорит Бахер.

Getty Images
Али Бахер (фото 2003 года) организовывал туры спортсменов в Южную Африку во время апартеида, но впоследствии возглавил объединенный совет по крикету страны.

79-летний Бахер — неоднозначная фигура в южноафриканском спорте. В 1980-х годах он организовывал спортивные туры в страну из Великобритании и Австралии в попытке поддерживать крикет в ЮАР на должном уровне.

Эти туры не раз попадали в гневные заголовки западных газет, однако Бахер занимался не только ими: параллельно он предпринимал усилия для развития крикета в поселениях чернокожих.

В 1991 году при его деятельном участии на свет появился объединенный совет по крикету. Бахер наладил контакты и подружился с главой спортивного отдела Африканского национального конгресса. В результате Южную Африку допустили к международным соревнованиям по крикету более чем за два года до официального прекращения режима апартеида.

«Разумеется, в свержении апартеида сыграли роль не только спортивные санкции, — говорит Бахер. — Экономические и другие санкции также помогли, но влияние спортивных санкций было очень важным, учитывая, насколько популярен спорт среди южноафриканцев. В 1970 году у нас была лучшая команда по крикету в мире, и мы вернулись в мировой спорт лишь в 1991 году, так что в течение 21 года мировые санкции влияли на южноафриканский крикет. В этом нет никаких сомнений».

Санкции, однако, не смогли положить конец режиму апартеида быстро .

Три десятилетия спортивной изоляции

К тому времени, когда южноафриканские спортивные организации «только для белых» начали выдавливать из мирового спорта, законы об апартеиде, введенные после победы Национальной партии на выборах в 1948 году, действовали уже более 10 лет.

В конце 1950-х годов футбольную ассоциацию Южной Африки, в которую принимали исключительно белых, лишили права участвовать в первом Кубке африканских наций. В 1961 году приостановили ее членство в ФИФА, а в 1976 ее исключили полностью.

Getty Images
Демонстрация возле стадиона Lord’s Cricket Ground в Лондоне во время турне южноафриканской сборной по Англии в 1965 году

В 1968 году правительство ЮАР не разрешило сборной Англии, в которую входил Бэзил Д’Оливейра — выходец из Южной Африки, бежавший от апартеида, — совершить запланированное турне по стране. Разразился грандиозный скандал, спровоцировавший международную спортивную изоляцию Южной Африки.

Национальный олимпийский комитет, представлявший исключительно белых, был отстранен от участия в Олимпиадах 1964 и 1968 годов. В 1970 году Южную Африку полностью исключили из олимпийского движения и запретили ее спортсменам принимать участие во многих соревнованиях, от легкой атлетики до борьбы.

Визит австралийской сборной по крикету в 1969-70 годах, когда белая команда под командованием Бахера разгромила ее со счетом 4:0, стал последним официальным туром, организованным Южноафриканской ассоциацией крикета. Вскоре после этого ее деятельность была приостановлена на неопределенный срок.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов мир требовал от ЮАР освободить Нельсона Манделу, приговоренного к пожизненному заключению в 1964 году после признания его виновным в заговоре с целью свержения правительства.

Митинги против апартеида прошли по всему миру, а переполненный концерт на лондонском стадионе Уэмбли в честь 70-летия Манделы транслировали в 60 странах.

Учитывая интересы многих стран в Южной Африке в то время, спорт превратился в мощный инструмент давления на руководство страны.

«Растущее международное движение за освобождение Манделы чрезвычайно помогло изолировать режим апартеида — спорт сыграл в этом очень важную роль», — сказал в интервью Би-би-си профессор Андре Одендаал, один из ведущих историков спорта Южной Африки.

Getty Images
Президент России Владимир Путин чествует Тагира Хайбулаева, завоевавшего золотую медаль для сборной России по дзюдо на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне

Одендаал напоминает, что у западных стран были серьезные экономические интересы в ЮАР, поэтому Великобритания и США, в числе прочих, в 1970-х и начале 80-х годов поддерживали борьбу режима против освободительного движения.

«Мягкие санкции, например, в спорте, были более приемлемыми, чем громкие призывы к экономическим санкциям и прекращению поставок нефти, — говорит он. — Ключевым в успехе спортивного бойкота стало то, что он затронул общественное измерение, оказавшее огромное влияние на белых южноафриканцев. Они всегда чувствовали себя частью колониального мира, любили говорить о «превосходстве западной цивилизации в самой черной Африке».

Есть ли от санкций польза?

Все время своего долгого пребывания на посту президента России Владимир Путин продвигал спорт: потратив огромные средства, страна провела зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и чемпионат мира по футболу в 2018 году, не считая соревнований меньшего масштаба.

Допинговый скандал в легкой атлетике, помимо всего прочего, подчеркнул важность спортивных побед для российского режима — и для чувства национальной гордости россиян в целом.

Российские власти запрещают говорить о войне в Украине, называя ее «спецоперацией». Но как объяснить гражданам, почему российские спортсмены и спортивные организации оказались не у дел?

Getty Images
Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах обменивается рукопожатием с президентом России Владимиром Путиным накануне открытия Игр в Сочи в 2014 году. С тех пор у Владимира Путина отозвали Орден Международного олимпийского комитета — высшую награду олимпийского движения

Профессор Одендаал напоминает, что спортивным организациям следует демонстрировать последовательность в применении санкций.

«Я солидарен с теми, кто пытается использовать санкции, чтобы помочь спасти положение украинского народа, — считает он. — Но если вы собираетесь использовать начало войны как повод для введения санкций, надо быть последовательным».

«Если начать поддерживать ту или иную страну в зависимости от того, где какая война происходит, может случиться так, что Олимпийских игр больше не будет, — продолжает Одендаал. — Есть много конфликтов, как, например, Саудовская Аравия в Йемене, или конфликты в Афганистане, Ираке и Сирии, но о введении санкций для нормализации этих ситуаций речи не идет».


Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

Загрузите наше приложение:

Exit mobile version