«Единственный возможный шаг» или «хайп»? Может ли Россия действительно признать ЛНР и ДНР

На этой неделе КПРФ предложила Госдуме обратиться к президенту с просьбой признать самопровозглашенные ДНР и ЛНР в качестве самостоятельных и суверенных государств. По мнению партии, их признание Россией обеспечит безопасность и защиту республик и «положит начало процессу международного признания обоих государств».

Би-би-си попыталась разобраться, зачем нужно это предложение и есть ли у него реальные перспективы.

Что говорят российские власти об этом проекте?

В КПРФ свою инициативу объясняют заботами о безопасности на территории самопровозглашенных республик. «Ситуация в Донбассе крайне тяжелая, люди восемь лет живут в условиях войны, неопределенности и бедствий. Этому уже пора положить конец. Примеры — Абхазия и Южная Осетия. Там тоже были бандитизм, обстрелы. Как только их признали, все успокоилось», — говорит один из авторов проекта Николай Коломейцев.

Другой автор проекта Леонид Калашников объяснил, что КПРФ выполняет свои предвыборные обещания: «В ряду предвыборных лозунгов КПРФ было обещание добиваться признания ДНР и ЛНР, и мы теперь это реализуем».

Согласно регламенту Госдумы, для рассмотрения такого проекта в парламенте нужны отзывы комитета по международным делам и комитета по делам СНГ. В этих комитетах предложение КПРФ еще не рассматривалось.

Однако сразу после публикации проекта в Госдуме назвали его преждевременным. Замглавы комитета по делам СНГ Виктор Водолацкий сказал, что признание Россией ДНР и ЛНР «может спровоцировать переговорщиков со стороны США и НАТО на то, чтобы назвать Россию агрессором и обвинить в том, что мы хотим забрать пол-Украины».

Замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров заявил, что вопрос о признании самопровозглашенных республик — прерогатива министерства иностранных дел, и «давление любой из партий неприемлемо».

Тем не менее поддержать проект обращения к президенту уже готова «Справедливая Россия». Лидер «эсеров» Сергей Миронов заявил, что его партия уже неоднократно выступала за признание ЛНР и ДНР.

В ЛДПР же коммунистов обвинили в попытке пиара на обсуждаемой повестке. «Владимир Вольфович ещё как только конфликт на Украине начинался говорил, что необходимо признать Донецкую и Луганскую республики и быть максимально открытым всем политическим деятелям. Сейчас просто по этой теме КПРФ пытается хайп получить», — сказал депутат от ЛДПР Василий Власов. По его мнению, по этому вопросу нужно ориентироваться на позицию «Единой России» как партии власти.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин не стал блокировать предложение коммунистов, а, напротив, анонсировал консультации, которые по этому предложению проведут в Госдуме на следующей неделе.

«Мы видим игнорирование Минских соглашений Президентом Зеленским. НАТО хочет оккупировать Украину. И одно, и другое может обернуться трагедией. Мы не должны этого допустить. Совершенно очевидно одно: решения по обеспечению безопасности наших граждан и соотечественников в ДНР и ЛНР необходимо искать», — заявил Володин.

При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался о предложении КПРФ очень аккуратно. Он сказал, что в текущей ситуации нужно избегать шагов, которые могут усилить внешнеполитическую напряженность. Он также призвал авторов этой инициативы не пытаться «зарабатывать какие-то политические очки на такой тонкой и хрупкой материи».

Почему с инициативой выступила именно КПРФ и что означает ее обсуждение в Думе?

То, что с такой инициативой выступила именно КПРФ, говорит о том, что окончательного решения в Кремле по вопросу признания ДНР и ЛНР нет, считает политолог Алексей Макаркин.

«Если окончательно решение принято, то инициатором должна выступать не КПРФ, должна быть другая процедура», — считает он.

По его словам, КПРФ и другие парламентские партии могут использовать ситуацию для своих будущих кампаний. «Не случайно «Справедливая Россия» сразу присоединилась, чтобы не потерять левого и имперского избирателя, который у нее тоже присутствует. ЛДПР тоже участвует в этом процессе, и это уже такие игры парламентской оппозиции. Поэтому я не думаю, что это сигнал к тому, что Кремль решился и начал процедуру признания», — говорит Макаркин.

Госдума вообще не является субъектом внешней политики, отмечает консультант Международной кризисной группы Олег Игнатов. Тем не менее в ситуации напряженных отношений с Западом российским властям невыгодно игнорировать эту инициативу, считает он.

«Если бы изначально была какая-то резкая негативная реакция, то она противоречила бы нарративу, который выстраивает Кремль вокруг дипломатического тупика в Донбассе и переговоров с Западом», — говорит Игнатов.

Возможно ли в целом признание Россией ЛНР и ДНР? Как это скажется на международных отношениях?

Инициатива КПРФ появилась на фоне длительных переговоров России с США и НАТО о безопасности в Восточной Европе. Переговоры начались в конце прошлого года, и до сих пор не пришли к какому-либо результату.

В декабре Россия предложила западной стороне два проекта соглашения, которые также называют «российском ультиматумом». В этих предложениях в частности говорится о том, что НАТО должно остановить расширение на восток и не принимать в свой альянс страны СНГ. Россия добивается письменного ответа на свои предложения, но США и НАТО пока их игнорирует.

Если США и НАТО откажутся от российских предложений, то «начнется план Б», в рамках которое признание ЛНР и ДНР возможно, найдет реализацию, не исключил депутат Водолацкий.

Сам факт игнорирования российского ультиматума свидетельствует о том, что у России может не быть другого выхода из ситуации кроме признания ДНР и ЛНР, считает политолог Аббас Галлямов.

«Главный мотив Путина — не желание выглядеть слабым, прогнувшимся и уступившим. Россия выставила ультиматум, а та сторона взяла и эти ультиматумы проигнорировала. А если не отреагировать, то ты выглядишь слабаком. Ты угрожаешь, замахнулся, а ударить боишься. Это старый уголовный закон: достал нож — бей. Надо что-то сделать, а что делать?» — размышляет он.

По его словам, сценарий возможной войны с Украиной — слишком радикальный и рискованный: «Путин не может не помнить, что когда-то Грачев обещал Ельцину за сутки взять Грозный, а закончилось это политической катастрофой для Ельцина».

Галлямов отмечает, что признание ДНР и ЛНР, конечно, ухудшит из без того отвратительные отношения с Украиной. Такой сценарий, однако, все еще не исключает возможной военной эскалации.

«Главная развилка — это не бросятся ли после этого украинцы штурмовать ДНР и ЛНР, потому что в этой ситуации как раз война может случиться», — говорит политолог. Однако глобально на отношениях России с США и Европой признание самопровозглашенных республик не скажется, считает Галлямов.

С ним не согласен Алексей Макаркин, который говорит, что при решении этого вопроса нельзя пользоваться аналогией с признанием Абхазии и Южной Осетии Россией в 2008 году.

«Абхазия и Южная Осетия на момент признания были уже в границах абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области. К тому времени российские войска уже все контролировали и вышли на эти границы. А здесь ситуация другая — если признавать, то надо учитывать что это будет признание в тех границах, которые провозгласили сами ДНР и ЛНР. То есть границы Луганской и Донецкой областей, которые они полностью не контролируют: там и Мариуполь, и Славянск, и другие населенные пункты. Возникает вопрос, что делать с этим? Помогать ли республикам в их территориальных претензиях?» — размышляет Макаркин.

Другая сложность признания ДНР и ЛНР — закрытие минского процесса, говорит политолог. «Идея 2014 года — мы будем стремится, чтобы ДНР и ЛНР вошли в состав Украины, но на российских условиях и играли там роль пророссийского фактора. В случае признания республик мы признаем, что это все не удалось. В то же время признание ЛНР и ДНР может быть альтернативой более серьезным силовым актам», — говорит Макаркин.

С ним согласен и Олег Игнатов, который называет отказ от Минских соглашений еще большей эскалацией.

«Россия говорит, что минские соглашения были поддержаны Совбезом ООН и являются частью международного права. Получается, что Россия предпримет безосновательно и на пустом месте акт, который разрушает ее собственный нарратив», — говорит он.

По его словам, если бы Россия хотела признать ДНР и ЛНР, она бы давно это сделала, но все эти годы проводила совершенно другую политику. Он считает, что вариант с признанием возможен только если бы на Донбассе началась эскалация со стороны Украины.

«Думаю, что сейчас в контексте переговоров, если бы были приняты шаги по признания ДНР и ЛНР, это негативно бы повлияло на переговоры, потому что это была бы эскалация, в которой Россия ничего не выиграла бы. Это уже было бы существенное изменение статуса-кво. Сейчас нет для этого предпосылок, и это может нанести удар по российской позиции, но в то же время, учитывая сложность текущей ситуации, Кремлю невыгодно открыто атаковать и блокировать это предложение», — заключил Игнатов.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC