Игра на опережение? Почему «Мечта» отказывается от денег ЕС


gharibashvili michael jpg политика featured, Грузия-ЕС, Ираклий Гарибашвили, Ираклий Кобахидзе, кризис Мечты, экономика Грузии Правительство «Грузинской мечты» не видит необходимости в макрофинансовой помощи Евросоюза по причине «беспрецедентного экономического роста в стране». Во всяком случае, такой позиции открыто придерживаются представители правящей партии, уже второй день подряд утверждающие: в госбюджете, несмотря на Covid-кризис, удалось мобилизовать лишний миллиард лари, так что можно и пора подумать о сокращении внешнего долга. Оппоненты власти, в свою очередь, единогласно заявляют: Брюссель отказал Тбилиси в ссуде из-за политики «Мечты», а правительство лишь делает вид, что инициатива исходила от них.

Ненужные деньги?

Тбилиси, вероятно, откажется от получения 75 миллионов евро от Европейского Союза, заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в разговоре с журналистами. Он подчеркнул, что необходимость в дополнительных заимствованиях отсутствует, так как экономика была восстановлена.

«Мы выражаем признательность Европейскому Союзу за оказанную помощь. Мы будем и далее последовательно двигаться в этом направлении. Однако следует отметить, что данная тема обросла значительной политической составляющей, и, чтобы избежать недопонимания, правительство не исключает, а уже приняло решение воздержаться от получения второй части кредита. Основной причиной этого является необходимость поэтапного сокращения внешнего долга», — отметил Гарибашвили.

Своим выступлением премьер-министр подтвердил слова председателя партии Ираклия Кобахидзе, который 30 августа высказал аналогичную мысль.

«Благодарим Господа за то, что экономическая ситуация изменилась к лучшему. В сравнении с прогнозами в бюджете удалось накопить дополнительный миллиард лари (свыше 270 млн евро по текущему курсу), и учитывая высокий уровень экономического роста, бремя финансовой нагрузки от макрофинансовой помощи ЕС стало менее значительным. Что касается политических аспектов, это в компетенции Евросоюза, но «Грузинская мечта» действует в интересах государства и в соответствии с объективными интересами наших стратегических партнеров. Остальные вопросы решат наши стратегические партнеры», – отметил Кобахидзе.

Члены партии «Грузинская мечта» отказываются признавать наличие связи между макрофинансовой поддержкой и июльским решением о расторжении соглашения с Шарлем Мишелем. Однако на прошлой неделе сам президент Европейского совета ясно указал на эту связь, сделав заявление после встречи с премьер-министром Грузии.

«Я отметил премьер-министру Гарибашвили, что реформы стали более актуальными, чем когда-либо. Срок предоставления макрофинансовой помощи приближается, и настало время для правительства Грузии показать свою преданность соглашениям, особенно в рамках программы реформ».

Шаг назад на европейском пути: «Грузинская мечта» и отмененное соглашение Мишеля.

Реакция противников власти

Для противников действующей власти причины текущей ситуации ясны. Оппозиционный деятель Гиги Угулава убеждён, что Евросоюз самостоятельно отказал Тбилиси в предоставлении второй части транша после разрыва «Грузинской мечтой» соглашения с Мишелем.

«Суть в том, что из-за нежелания проводить реформы и выхода из соглашения, подписанного Шарлем Мишелем, Евросоюз отказал в этом транше. Президент Мишель публично предостерег Гарибашвили. А этот месседж они придумали, чтобы якобы заявить о намерении расплатиться с долгами. На самом деле, правительство олигарха-миллиардера накопило рекордно высокий внешний долг по отношению к ВВП, который придется выплачивать нашим детям», – отметил Угулава в Facebook.

Сходную точку зрения высказывает руководитель партии «Гирчи – Больше свободы» Зураб Джапаридзе, который подчеркнул, что «Мечта» в данной ситуации действовала проактивно, оказавшись в трудном положении.

Один из представителей «Единого национального движения» Хатия Деканоидзе акцентирует внимание на том, что речь идет не только о финансовой поддержке: «Грузинская мечта» угрожает Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом.

Заявление Гарибашвили о предполагаемом отказе от технической помощи со стороны Евросоюза (на самом деле ЕС приостановил финансирование, как это было сделано в 2018 году с Молдовой) подразумевает следующее:

  • Соглашение об ассоциации находится под угрозой, так как его просто не будут исполнять.
  • В ближайшее время может встать вопрос о возможности отмены безвизового режима в связи с процессами, связанными с "лукашенкозацией".
  • «Это говорит о России, и это жестокая реальность», – отметила Деканоидзе.

Согласно сообщениям СМИ, Евросоюз решил не предоставить Грузии финансовую помощь из-за проблем с элитарной коррупцией в стране.

Экономика Грузии в статистике

В марте 2021 года общий внешний долг Грузии достиг рекордных уровней. Тбилиси имеет задолженности перед международными организациями, государствами и банками. По данным, предоставленным министерством финансов, на тот момент чистый государственный долг Грузии составил 12,3 миллиарда долларов, что эквивалентно 79,4% от валового внутреннего продукта страны.

Примерно через час после заявления премьер-министра Гарибашвили Национальная служба статистики Грузии представила данные о экономическом росте. В «Сакстате» сообщили, что в июле 2021 года, по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, реальный ВВП увеличился на 9,9%. Средний рост за первые семь месяцев 2021 года составил 12,2%. Также в отчете статистической службы указано, что годовая инфляция в Грузии достигла 11,9%, что стало абсолютным рекордом по росту цен за последние десять лет.

Экономический спад в Грузии стартовал в марте 2020 года и был обусловлен введением ограничений в связи с пандемией. В течение последующих месяцев наблюдалась продолжающаяся тенденция к снижению. По последним данным, в первом квартале 2020 года валовой внутренний продукт (ВВП) страны упал на 13,2%, во втором квартале – на 5,6%, а в третьем – на 6,8%. В результате, за весь 2020 год экономика Грузии сократилась на 6,2%. Что касается текущего года, то в первом квартале экономика уменьшилась на 4,5%, но потом, после снятия ограничений, продемонстрировала рост на 29,8% за квартал.

Финансовая поддержка, предоставленная Евросоюзом, была направлена на укрепление государственного бюджета и поддержку сектора малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией. В 2021 году Грузия ожидала получить от ЕС около 60 миллионов евро, а также не менее 3,9 миллиарда евро в виде инвестиций – что составило бы треть ВВП страны до начала пандемии Covid.

В середине июля впервые прозвучали намеки на возможное приостановление макрофинансовой помощи со стороны ЕС, что произошло после назначения судей Верховного суда, несмотря на соглашение Мишеля. Спустя две недели партия «Грузинская мечта» отменяет данный документ, отметив, что он исчерпал себя.

Специалисты полагают, что говорить о стабильности экономики Грузии сейчас преждевременно, особенно на фоне продолжающейся пандемии, низкого уровня вакцинации и высокой заболеваемости. Как повлияет решение «Грузинской мечты» на обычных граждан? Влияет ли это на евроатлантические стремления Тбилиси? В Европейском Союзе пока не дали комментариев, но, вероятно, это лишь вопрос времени.

SOVA-блог: Как Грузия дистанцируется от Европейского Союза.

Related posts