Ephraim Sneh политика featured, Израиль, карабахская война, Нагорный Карабах, Палестина

Эфраим Снэ: маленькие нации должны полагаться только на себя

Израильско-палестинское противостояние вновь в центре внимание всего мира. На актуальные темы SOVA побеседовала с Эфраимом Снэ – врачом, военным и государственным деятелем. В прошлом он возглавлял министерство здравоохранения и министерство транспорта Израиля, дважды занимал пост заместителя министра обороны.

Некоторые мои израильские друзья шутят, что Израиль теперь не только startupnation, а vaccination. Как в вашей стране воспринимают пандемию? Является ли угроза Covid-19 вопросом национальной безопасности?

— Угроза национальной безопасности – угроза населению. Не забывайте, что более шести тысяч человек (в Израиле) погибло! Это опасность для населения. Нам помогло то, что уже существовала очень хорошая социально-ориентированная медицинская система. Когда я был министром здравоохранения, я добился утверждения национального закона о здравоохранении, согласно которому, любому гражданину Израиля правительство на 100% покрывает все затраты на здоровье. Каждый, даже небольшой, населенный пункт имеет соответствующие сервисы. И это помогло нам успешно провести процесс вакцинации.

— Какое количество людей воздержалось от вакцинации по религиозным соображениям?

— Очень маленькое. Сейчас более пяти миллионов израильтян вакцинированы. Дети пока не вакцинированы, потому что идут медицинские исследования. Но этот показатель может измениться. Число людей, которые отказались от вакцины по религиозным причинам, – очень небольшой. Напротив, внутри страны среди религиозного населения процент вакцинации высокий.

— Какие меры для этого принимает правительство? Или это результат высокого уровня образования?

— Государство не навязывает вакцинацию. В основном, кампания ведется по телевидению, людей побуждают пройти вакцинацию. Люди понимают, что это единственный путь победить вирус.

— Вы предоставляете вакцину жителям Сектора Газа?

— Было лимитированное количество доз, которое предоставлялось палестинскому правительству. В основном, для медицинских работников. Но не для того, чтобы покрыть потребности всего населения.

Насилие в Израиле. Кто такие израильские арабы, и возможен ли боснийский сценарий?

— Вы много лет служили в израильской армии. Для такой маленькой страны, как Грузия, создать сильные вооруженные силы – большой вызов. Можете поделиться секретами успеха израильской армии?

— Во-первых, должна быть необходимость в ней. Нет сомнений, что малая нация, которая находится во враждебной среде, нуждается в защите. Не было вопросов и относительно того, что в военном плане нужно быть сильным. В результате лучшие молодые люди были не только рекрутированы в армию, но и служили на командных должностях. И молодые парни, и девушки шли в специальные подразделения. Они и стали хребтом нашей армии. Наша армия состоит из хороших людей – в этом вся суть. И на чувстве, что нам нужно себя защищать. Если вы спрашиваете, в чем секрет и что за этим стоит, то я отвечу: чувство, что мы должны защищаться. И если мы не будем добиваться успеха в этом, то мы глупцы!

— Как вы работаете с пропагандой, которая идет с разных сторон?

— Я не думаю, что на наше население пропаганда действует. И если руководство страны подает четкие сигналы людям, то пропаганда просто не сможет работать. В конце концов пропаганда направлена против лидеров страны, чтобы показать ее гражданам, что их руководители – ничто. Если руководство сильное и предано народу, то пропаганда ничем не сможет помочь врагу.

— Вы наверняка следили за войной в Нагорном Карабахе с использованием военных дронов. Многие эксперты заговорили о появлении нового типа войны. Что вы думаете об этом?

— Это не был новый тип войны. Но некоторые военные системы, возможно, использовались более широко. Например, дроны, вертолеты… Но в целом, это не новый тип войны. Пока на склоне будет стоять солдат, водружающий флаг, – остальные факторы не будут иметь большего значения.

[áмбави] Карабахский передел: новый порядок на Южном Кавказе

— В чем была причина превосходства Азербайджана?

— У этого есть две причины. Первая – внутриполитическая, вторая – международная. Потребовалось более 25 лет, чтобы использовать дипломатические пути для решения нагорно-карабахского конфликта. Попытки международного сообщества решить проблемы Карабаха дипломатическим путем провалились. Они не смогли прийти к конкретным решениям. И было очевидно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно пробовал все существующие форматы. Он ожидал какой-то международной включенности, которая так и не наступила. Не было предпринято международных усилий, которые бы усадили стороны за стол переговоров и поставили бы их перед ультиматумом, мол, мы закрываем двери, а вы сидите и ищите решения. Это сообщество не сыграло никакой активной решающей роли.

Когда Алиев уже решил воевать, было понятно, что у них есть международная поддержка. Это дело времени. Никто не может тебя осуждать, что ты прибег к военному решению. Алиев пришел к этому, когда международная дипломатия провалилась. Это первая причина.

Но это отражается на внутреннем положении Азербайджана. Почему? Потому что война –не прогулка по набережной. Это разделение, трагедии, страдания. И за этим стоят люди. Страна должна сделать все возможное, чтобы избежать военной конфронтации. И, думаю, политика Алиева доказывает, что он сделал все, чтобы максимально избежать этого. Он ждал и пытался пробовать различные методы, но этого не произошло. Если ты хочешь вернуть территории, ты должен что-то предпринимать. И у него была поддержка со стороны своего населения. А это серьезный ресурс. При этом они также серьезно подошли к военной подготовке, тренировали армию, усилили ее и, в конце концов, выиграли войну.

— Может ли Грузия повторить такой сценарий?

— Маленькие нации должны полагаться на самих себя. Только на себя. Почему? Потому что, если Грузия в беде – ни американцы, ни европейцы не придут помогать. В первую очередь, необходимо создать грузинскую военную мощь, которая будут держаться на собственных гражданах. Не ждать помощи от кого-либо. И потом решать дела с Россией по-умному. А решать – значит, иметь сбалансированную политику. Не делать авантюристских шагов, которые, в конце концов, обречены на провал. Вы должны помнить, что Россия – суперсила. Глобальная суперсила. Мудрость заключается в том, чтобы для начала объединить людей вокруг собственного руководства, а потом разбираться с Россией по-умному. Малые нации могут уживаться рядом с большими, сильными нациями. Но для этого нужна смекалка.

Хрупкий мир Израиля

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика