политика featured, Грузинская мечта, Европейская Грузия, Европейский совет, Единое Национальное Движение, компромиссный договор, оппозиция, парламент Грузии, Шарль Мишель

Сделка есть, единства нет: договор Шарля Мишеля и раскол в грузинской оппозиции

Поздно вечером 19 апреля в президентском дворце в Тбилиси было заключено соглашение, которое, по крайней мере, частично разрядило политический кризис в Грузии. Под документом, разработанным при личном участии президента Европейского совета, подписались власти и оппозиция. Правда, не вся. «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия» не присоединились к тексту компромиссного соглашения, заявив, что до освобождения политзаключенных этому не бывать.

Путь вперед для Грузии

На разработку договора в том виде, в котором его подписала большая часть политического спектра Грузии, понадобилось шесть недель. Один визит президента Европейского совета Шарля Мишеля в Тбилиси, два визита его личного посланника Кристиана Даниельсона и десятки часов индивидуальных и совместных переговоров при активном участии послов США и Евросоюза.

Документ, состоящий из пяти пунктов, предусматривает меры по деполитизации правосудия, амбициозную избирательную и судебную реформы, тезисы по разделению власти в парламенте и предстоящим выборам.

Окончательная версия соглашения, с добавлением двух последних пунктов, была представлена Шарлем Мишелем 18 апреля, что и стало переломным моментом в оппозиционном единении. Большую часть оппонентов власти удалось склонить подписать документ.

Полный текст плана ЕС по выводу Грузии из политического кризиса [НОВАЯ ВЕРСИЯ]

Договор раздора

Торжественная и для многих долгожданная церемония проходила во дворце Орбелиани. На ней присутствовали послы Евросоюза и США, а по видеосвязи за происходящим наблюдал президент Европейского совета Шарль Мишель.

Подписи под документом поставили: лидер партии «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе, лидеры «Лело для Грузии» Бадри Джапаридзе и Мамука Хазарадзе, председатель Республиканской патрии Хатуна Самнидзе, лидер «Граждан» Алеко Элисашвили, Вахтанг Мегрелишвили из «Гирчи» и Зураб Джапаридзе из «Гирчи – Больше свободы». Согласился с текстом документа и экс-лидер «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе, на прошлой неделе покинувший ряды партии.

Пожалуй, самым резонансным стало присутствие на церемонии Саломе Самадашвили, которая вопреки общей позиции «Единого национального движения» подписала компромиссный документ как независимый политик. Позже она сообщила в Facebook, что уходит из крупнейшей оппозиционной партии Грузии.

«Смешно и инфантильно выглядит позиция ЕНД: «Без освобождения Мелия мы не подпишем документ, но пускай другие подписывают, пускай освободят Мелия и Руруа, а тех, кто подпишет, мы будем называть предателями». Только после освобождения Мелия они и сами намерены войти в парламент. Очень неловко. Скажу так, я не буду ни в кого бросаться грязью. Мне нет места в этом недоразумении. Удачи», — написала политик в соцсети.

Кризис сдвинулся с мертвой точки, документ Мишеля подписан [ЗАЯВЛЕНИЯ]

 

Позиция «Единого национального движения» и «Европейской Грузии»

В крупнейшей оппозиционной партии Грузии заявили: если кто и должен подписать документ, так это ее лидер Ника Мелия, находящийся в заключении. В ЕНД продолжают настаивать на освобождении политзаключенных, даже несмотря на возможность выхода из сложившейся ситуации.

Во избежание затягивания переговорного процесса Евросоюз изъявил готовность внести залог за Нику Мелия, что оказалось неприемлемым для самого политика.

«Что получается – я не смирился с давлением, не подчинился беззаконию и не закрыл глаза на несправедливость для того, чтобы потом кто-нибудь или я внесли залог за мое освобождение. Это для меня неприемлемо! Сначала меня поместили под стражу, а потом стали торговать моей свободой. Что будет в результате обретенной таким образом «свободы» — помилованные жестокие должностные лица и полицейские. И это на фоне того, что необходимая для страны политическая цель остается недостижима, а реальный путь преодоления кризиса теряется. Я не стану участвовать в этом соглашении! Это моя непоколебимая позиция. «Мечта» прекрасно знает, как закрываются тюремные ворота и, соответственно, может их открыть», — написал лидер ЕНД в Facebook.

Не сыграла решающей роли и готовность президента Грузии Саломе Зурабишвили амнистировать Георгия Руруа после подписания компромиссного документа всеми участниками политического кризиса. Кроме того, как заявили в партии, к составляющей документа существует много вопросов.

«В той версии, которая представлена, мы не подписываем документ по следующим причинам: тема освобождения политзаключенных расплывчата. Тут речь идет о залоге, и вам хорошо известна позиция Ники Мелия в этом отношении. Также речь об амнистии в достаточно широком понимании, и она распространится на тех людей, госслужащих, которые, применив силу, нанесли ущерб нашим гражданам, выражавшим протест против России. Мы не можем принять участие в такой амнистии», — заявил один из лидеров Акакий Минашвили.

Вместе с тем, в «Едином национальном движении» остались недовольны пунктом о председателе ЦИК, отсутствии информации о новых судьях, решении оставить без изменений должность генпрокурора и даже предложением о досрочных выборах, согласно которому, внеочередные выборы в Грузии состоятся в 2022 в том случае, если на предстоящих осенних «Грузинская мечта» получит поддержку менее 43% электората. В ЕНД подчеркнули, что парламентские выборы и выборы в органы местного самоуправления качественно различаются.

Лидер «Европейской Грузии» Гига Бокерия, в свою очередь, назвал непоследовательной ту часть оппозиции, которая подписала документ. По его словам, если бы оппоненты власти продолжили придерживаться единой позиции, им бы удалось добиться желаемого контекста договора.

«Когда был предложен документ Даниельсона, мы все заняли единую и твердую позицию, несмотря на колебания некоторых наших партнеров. И сейчас мы должны были проявить аналогичную твердую позицию, которая в результате обеспечила бы нам не просто документ с политическим контекстом, а документ с желаемым политическим контекстом. Демонстрация подобной непоследовательности нежелательна для репутации ни в глазах общественности и избирателей, ни, в первую очередь, в глазах международных партнеров. <…> Может в какой-то момент какому-либо партнеру не нравится позиция какого-либо политика, это часто случается в жизни, это было в истории других стран. Гораздо важнее быть последовательным, чтобы они знали, что ваше слово имеет ценность», — заявил Бокерия.

Парламент 10-го созыва

После парламентских выборов, прошедших в Грузии 31 октября, оппозиционный спектр проявил редкое единение, обвинив власти в массовых фальсификациях и признав исход голосования нелегитимным. В результате оппозиция решила бойкотировать парламент 10-го созыва.

С момента первого заседания, прошедшего в декабре 2020-го, за редким исключением в законодательном органе заседали только депутаты партии власти. Несмотря на то, что бывшие члены «Альянса патриотов» и партии «Граждане» все же в какой-то момент решили воспользоваться полученным мандатом, парламент Грузии 10-го созыва считался однопартийным. Именно это было одним из основополагающих рычагов давления оппозиции на власть.

Впрочем, даже после достижения соглашения некоторые политики, подписавшие документ, заявили, что до освобождения политзаключенных не намерены начинать работу в законодательном органе.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика