Tbilisi новости Foreign Policy, кризис Мечты
Georgian opposition supporters of the United National Movement (UNM) are seen behind a window of the UNM's headquarters as the police raids the building in Tbilisi on February 23, 2021. - Georgian police arrested Nika Melia, the UNM's leader, and used tear gas in a violent raid on his party headquarters, further deepening a political crisis sparked by last year's disputed parliamentary elections. (Photo by Vano Shlamov / AFP) (Photo by VANO SHLAMOV/AFP via Getty Images)

Foreign Policy: кризису в Грузии рады только в Кремле

Арест лидера главной оппозиционной партии Грузии угрожает погрузить в кризис единственную демократию в регионе. Об этом пишет американский журнал Foreign Policy. Издание напоминает, что премьер-министр Георгий Гахария подал в отставку на фоне дебатов внутри правящей партии по поводу приведения в исполнение ордера на арест оппозиционного лидера Ники Мелия.

В статье также говорится, что кризис станет проверкой обещания администрации Джо Байдена защищать демократию и права человека во всем мире. Грузия, претендующий на членство в Евросоюзе и НАТО, долгое время была близким союзником США.

«Это потенциальный переломный момент для Грузии», — сказал изданию Дэвид Крамер, который работал помощником госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда при президенте Джордже Буше.

По его словам, международное сообщество должно отреагировать быстро и решительно и заявить, что, если Мелия не будет освобождена и все стороны не вернутся за стол переговоров, санкции будут наложены «на тех, кто подтолкнул Грузию к кризисной точке».

«Западные санкции в отношении официальных лиц в Грузии будут иметь гораздо большее влияние, чем в других бывших советских республиках. Грузинские власти по политическим причинам не могут переводить свои активы в Россию».

«Давление со стороны Запада более важно, чем в других странах», — объяснил политолог Гия Нодия.

Кризис в Грузии – последний, вспыхнувший на задворках России за последние месяцы, напоминает Foreign Policy. И политическая нестабильность еще больше отдаляет Грузию от Запада.

«Единственные, кто радуется по этому поводу, сидят в Кремле, — сказал Крамер. – Они знают, что это вредит перспективам Грузии в отношении членства в НАТО и ЕС».

Штурм офиса ЕНД и задержание Мелия: хроника событий

Политическое противостояние связано с начавшимися в октябре парламентскими выборами, на которых победила «Грузинская мечта», поддерживаемая олигархом-миллиардером Бидзиной Иванишвили. Международные наблюдатели сочли выборы конкурентными, но выразили озабоченность по поводу обвинений в необоснованном давлении на избирателей, а также обратили внимание на стирание границ между государством и правящей партией, отмечают авторы статьи. Оппозиция утверждала, что выборы были сфальсифицированы, и бойкотировала парламент, призывая к проведению новых выборов.

«Грузия долгое время считалась маяком демократии в регионе. После революции 2003 года бывший президент страны Михаил Саакашвили с головокружительной скоростью провел серию реформ, искоренив некогда безудержную коррупцию и прочно сблизив бывшую советскую республику с Западом».

С тех пор, как в 2012 году к власти пришла «Грузинская мечта», правительство продолжало преследовать цель евроатлантической интеграции, но придерживалось менее жесткой линии в отношении России. В последние годы сторонники демократии в Грузии забили тревогу по поводу отступления от демократии и захвата государства покровителем «Грузинской мечты» Иванишвили, чье личное состояние в размере 6 млрд долларов эквивалентно примерно одной трети ВВП страны. Иванишвили назначил бывшего телохранителя, адвоката и личного врача на руководящие должности в правительстве.

«Принято говорить, что мы становимся похожими на Россию или Беларусь. Действительно, это шаг в этом направлении, но пройти весь путь будет непросто», — сказал Гия Нодия.

Госдепартамент США призвал власти Грузии уважать собственные евроатлантические устремления

Во время правления администрации Трампа Соединенные Штаты уменьшили свою поддержку демократии во всем мире, отсутствие которой остро ощущалось в Грузии, заключает Foreign Policy.

Фото: Vano Shlamov/AFP Via Getty Images

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости