117012780 hi064921246 Новости BBC Азербайджан, Армения, карабахская война, Нагорный Карабах

Война в Карабахе три месяца спустя: что не решили Азербайджан, Армения и Россия. Мнение эксперта

Старший научный сотрудник “Фонда Карнеги” Томас де Ваал представил доклад о ситуации в Карабахе к началу февраля, в котором изложил дипломатические, политические, экономические и гуманитарные проблемы, оставшиеся без решения после войны сентября-ноября 2020 года.

Война за территорию закончилась три месяца назад, победитель поменялся местами с побежденным, но конфликт не исчерпан: вражда между азербайджанцами и армянами продолжается, а Россия стоит перед трудным выбором.

Русская служба Би-би-си пересказывает главные тезисы доклада.

Прекращение огня, а не устойчивый мир

Длившаяся 44 дня война в Карабахе закончилась 10 ноября 2020 года трехсторонним заявлением лидеров Азербайджана, Армении и России — президента Ильхама Алиева, премьер-министра Никола Пашиняна и президента Владимира Путина.

Азербайджан вернул себе семь районов вокруг Карабаха и все занятые во время войны земли — около трети Нагорного Карабаха (если рассматривать его в границах Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе Азербайджанской ССР).

Это краткий документ, не содержащий почти никаких подробностей, и многие его пункты трактуются кардинально противоположным образом.

Например, договор предусматривал вывод вооруженных сил Армении. Выполнен ли этот пункт? На этот вопрос в Баку и Ереване отвечают по-разному.

Армянская сторона считает, что этот пункт касался только территорий, которые возвращались Азербайджану — семи районов вокруг Карабаха.

Азербайджан же настаивает: теперь солдаты из Армении должны покинуть и оставшуюся под армянским контролем часть Карабаха, и даже чиновники правительства Армении должны просить у Баку разрешения на посещение территории.

Для обеих сторон это принципиальный вопрос, и надежды на устраивающее все стороны решение почти нет.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Война закончилась, а пленные остались

Одним из пунктов соглашения Алиева, Пашиняна и Путина было возвращение военнопленных и тел погибших. Три месяца спустя, эта тема остается болезненной проблемой.

Десятки — а по некоторым оценкам, больше 100 пленных армян остаются в Азербайджане, и неизвестное (но небольшое) число азербайджанцев еще находится в армянском плену.

Более того, больше 60 армян были взяты в плен уже после окончания войны, и в Баку хотят судить их как преступников, а не возвращать как военнопленных.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Между Турцией и Россией

Заявление от 10 ноября никак не регулирует роль Турции в Карабахе, но за последний год она стала ключевым участником региональных процессов. Турецкая военная техника — в первую очередь ударные беспилотники — сыграла важную роль в победе Азербайджана на поле боя.

Но Анкара также претендует и на участие в дипломатическом процессе, резко критикуя Минскую группу ОБСЕ, которая годами вела переговорный процесс по Карабаху.

На данный момент Турция получила лишь ограниченную роль в рамках совместного с Россией мониторингового центра под Агдамом. Согласно договору с Россией, турецкие военные не покидают центр — и следят за перемирием через видео с беспилотников.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Судьба памятников

Вражда двух наций выражается и в исторических спорах. В результате войны под контролем Азербайджана оказалось множество средневековых армянских памятников.

Монастырь Дадиванк на севере Карабаха взяли под охрану российские миротворцы, но судьба других христианских монументов вызывает тревогу у армянских и российских деятелей культуры.

ЮНЕСКО хочет отправить делегацию в Карабах для оценки ситуации на месте, но официальный Баку блокирует эту миссию — и требует ответа на резонный вопрос: где было международное сообщество, когда уничтожались и осквернялись памятники тюркской и исламской культуры в семи оккупированных армянскими силами районах?

Де Ваал отмечает, что озабоченность судьбой армянских памятников лишь усиливают прецеденты уничтожения следов армянской культуры при реставрации в Азербайджане и заявления властей Азербайджана о том, что средневековые памятники — на самом деле наследие Кавказской Албании. Эту теорию не подтверждают историки вне Азербайджана.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Вызовы, стоящие перед Россией

Мандат российских миротворцев сроком на пять лет предполагает сохранение мира, но на деле почти 2 тысячи миротворцев заняты гораздо более широкими кругом проблем — от реконструкции инфраструктуры до помощи беженцам.

Все эти задачи на оставшейся под контролем армян части Нагорного Карабаха требуют тесного взаимодействия с политическим руководством непризнанной НКР. Но первые лица непризнанной республики объявлены в розыск в Баку и считаются там преступниками.

По условиям трехстороннего заявления, миротворцы размещены в Карабахе на пять лет с возможностью продлить этот срок еще на пять лет — при согласии обеих сторон. Чтобы Азербайджан не заблокировал продление мандата, миротворцы должны продолжать работу в населенной армянами части Карабаха, не вызывая при этом гнева в Баку.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Задачи международной дипломатии

Минская группа ОБСЕ, в которой сопредседателями выступают Россия, США и Франция, до войны была главной международной площадкой для переговоров по Карабаху.

Именно ее в рамках должен был решиться и оставшийся без ответа вопрос — что станет с населенной армянами частью Нагорного Карабаха? С недавних пор Азербайджан настаивает, что она должна войти в его состав безо всякой автономии. В Армении призывают признать ее независимой республикой.

Россия считает, что Минская группа ОБСЕ должна продолжить свою работу. Но ее реальное влияние на стороны конфликта трудно оценить: перемирие было достигнуто без Франции и США, и миротворцы в Карабахе — исключительно российские.

Более того, Азербайджан считает позицию Франции проармянской и не видит в ней нейтрального посредника. США вызывают больше уважения, но в последние годы Южный Кавказ все меньше интересовал американский госдепартамент.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Что может сделать Европа?

Главные гуманитарные проблемы в Карабахе — это восстановление инфраструктуры и возвращение беженцев. Кроме того, конфликт никогда не будет решен без реального примирения и диалога между народами двух стран.

Обе задачи — экономическая помощь и поддержка миротворческих и гражданских инициатив — требуют серьезного и долгосрочного участия европейских держав и структур Евросоюза, считает Де Ваал.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC