Site icon SOVA

Где были ракетные комплексы Армении, которые разбомбил Азербайджан? Репортаж Би-би-си

114918382 1 Новости BBC

  • Илья Барабанов, Марина Катаева
  • Би-би-си

52 минуты назад

Российские военные проверят, действительно ли был нанесен удар по территории Армении, страны-союзницы России по ОДКБ, заявил 14 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Накануне азербайджанские военные заявили о поражении ракетных установок на территории Армении, а министерство обороны этой страны подтвердило факт атаки.

Корреспонденты Би-би-си оказались у северной части армяно-азербайджанской границы через несколько часов после случившегося и своими глазами убедились, что в этот раз Азербайджан атаковал военную цель именно на территории Армении.

Обуглившийся остов оперативно-тактического ракетного комплекса еще продолжал дымить в поле в стороне от дороги, которая ведет из села Сотк в город Варденис, когда там оказались корреспонденты Би-би-си. На обочине сгоревшую установку рассматривали несколько местных жителей.

Отправиться к этой части границы Армении и Азербайджана корреспонденты Би-би-си решили, поскольку через Варденис проходит самая быстрая дорога, связывающая Ереван со столицей Нагорного Карабаха Степанакертом (Ханкенди).

С первого дня боевых действий она закрыта для движения, поскольку проходит слишком близко к контролируемым Азербайджаном территориям и потому простреливается.

С начала конфликта армянские военные неоднократно заявляли о том, что сбивают в окрестностях Вардениса азербайджанские беспилотники, которые бомбят территорию Армении.

Но 14 октября об этих местах заговорили в совсем ином контексте: Баку объявил, что азербайджанский дрон уничтожил приведенные в боевое состояние оперативно-тактические ракетные комплексы.

Решение уничтожить цель на территории Армении азербайджанские военные объяснили «упреждающим ударом для обеспечения безопасности гражданского населения».

В министерстве обороны Армении факт атаки на свою территорию подтвердили, заявив, что комплексы выполняли обычное боевое дежурство, а намерение атаковать азербайджанскую территорию — лишь домыслы Баку.

Для России, которая пытается выступать посредником в переговорном процессе по урегулированию карабахского кризиса, атака на территорию страны-участницы ОДКБ стала проблемой: пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков объявил, что российские военные будут изучать, действительно ли такая атака имела место.

Корреспонденты Би-би-си, побывавшие в окрестностях Вардениса, убедились, что азербайджанские военные не только атаковали ракетный комплекс, но и в принципе довольно часто бомбят именно армянскую, а не занятую армянскими силами территорию Азербайджана.

При обстреле 14 октября пострадали не только военные объекты, но и двое мирных жителей, рассказал Би-би-си мэр Вардениса Арам Мелконян. В их числе — 14-летний Нарек Арзоян, он был доставлен в больницу Еревана с осколочным ранением .

Другие цели

По словам начальника генштаба ВВС Азербайджана генерал-майора Икрама Алиева, уничтоженный комплекс «Эльбрус» находился в составе 71-го ракетного полка вооруженных сил Армении.

Неподалеку от села Сотк и правда есть воинская часть, которая привлекает внимание азербайджанских дронов. 29 сентября, на третий день вооруженного противостояния, на въезде в Сотк под огонь попал гражданский автобус. В тот раз никто не погиб, хотя автобус в итоге полностью сгорел.

Уже совсем не рядом с частью, а на дороге между селами Шатджрек и Шатаван мины несколько раз падали посреди дороги или в полях, где пасется скот, а местные жители собирают урожай картошки. «По кому тут могли целиться?» — спросили мы одного из них, когда он проезжал мимо. «Тут только по деревне, но промахнулись, видимо», — пожал он плечами.

С окраины села Мец Масрик видны горы, за которыми начинается Азербайджан, до него отсюда около 10 километров. 2 октября дроны сбросили на село два снаряда. Один из них угодил в дом, в котором спал Геворг Вартанян. 53-летний мужчина скончался на месте, а от дома остались обломки. В куче камней и обгоревших досок на солнце блестит новогодняя мишура, которая смотрится теперь тут совсем не празднично.

«Слышны были взрывы, я хотела выйти и посмотреть, что происходит, но дети мне не разрешили, сказали: мама, останься дома», — рассказывает дальняя родственница погибшего Лиана, живущая с семьей в соседнем доме.

Второй снаряд лег чуть дальше по улице. В нескольких метрах оказались двое мужчин, вышедшие посмотреть, что взорвалось в их селе. Сестра одного из раненых говорит, что ее брат пострадал не сильно, а вот муж соседки до сих пор в тяжелом состоянии находится в одной из ереванских больниц.

Взрывная волна выбила окна в окрестных домах и разрушила крышу сарая. «Дроны постоянно летают», — говорит женщина.

«Сегодня я хотела пойти в поле, чтобы собрать урожай, но снова их услышала и прибежала домой, чтобы спрятаться… Побудьте тут несколько часов и сами их услышите», — утверждает она и показывает несколько осколков снаряда, которые мальчишки нашли на крыше и внутри их дома.

В поле в паре километров от Мец Масрика нам показывают еще одну воронку. В этот раз такую большую, что ее вряд ли могла оставить мина, но что именно тут разорвалось — понять сложно.

Мэр-разведчик

Мэр Вардениса Арам Мелконян совсем не похож на чиновника. Спортсмен и военный разведчик он выиграл выборы два года назад, журналистов Би-би-си Мелконян встречает в военной форме и начинает рассказ с того, что вместе с друзьями уже давно был готов отправиться на фронт, но из-за занимаемой должности сделать этого не может.

В общине проживает около 30 тысяч человек, говорит он, 15 тысяч — в городе, и 15 тысяч — в окрестных селах. Через несколько дней он, если ситуация не успокоится, все же планирует отправиться в Карабах.

С наступлением режима перемирия, которое было объявлено 10 октября, ситуация в приграничных районах Армении не сильно изменилась, утверждает Мелконян. Тихо было разве что в первый день, а начиная с 11 октября дроны вернулись к привычным для местных жителей ежедневным полетам.

На вопрос, как долго еще, по его мнению, продлится война, Мелконян отвечает: «Дай бог, чтобы это всё закончилось хотя бы на секунду раньше. И с другой стороны, и с нашей стороны мирные жители страдают. Я вот не хочу этого. [Тех, кто воюет с азербайджанской стороны] тоже ведь родила мать, они тоже люди, у них тоже дети, у них тоже семья. Моё огромное желание, чтобы ни там азербайджанцы, ни здесь мирные люди не страдали».

Exit mobile version