29 минут назад
Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/ BBC
История уборщицы, выигравшей на выборах у действующего главы-единоросса в небольшой деревне в 400 км от Москвы, облетела не только российские, но и мировые СМИ. Корреспонденты Русской службы Би-би-си отправились в деревню Повалихино на инаугурацию Марины Удгодской, в одночасье ставшей самым известным политиком Костромской области.
Почему жители Повалихино предпочли уборщицу-кочегара бывшему участковому, и как она осваивается в новой должности — в репортаже Би-би-си.
Накануне вступления Марины Удгодской в должность в Повалихино ничего не выдавало сильного ажиотажа. Но он был. Деревенские жители уже успели привыкнуть к пристальному вниманию московских репортеров, а потому на вопросы приставучих журналистов отвечали без энтузиазма и с нескрываемой ленцой.
«Я согласен дать интервью, но только в прямом эфире. Иначе ты можешь нарезать ответы и склеить. Просто переставишь вопросы местами, и все будет совсем по-другому. Фильм такой «Жмурки» смотрел? Во-о-от! Поэтому нам-то не гони!» — сурово реагирует на вопросы мужчина в водолазке, резиновых сапогах и брюках цвета хаки. Но, выдержав паузу, все же расплывается в улыбке.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Это — Иван, местный житель. Его дом — прямо напротив повалихинского сельсовета. Иван родился в соседней деревне в 1967 году, но уже больше 10 лет живет в Повалихино. Многие годы занимался бизнесом в сфере деревообработки — в области этот вид деятельности популярен.
Но уже несколько лет как Иван от бизнеса отошел. Говорит, надоело: «Я вдруг понял, что чем больше я пытался развивать бизнес, тем больше он требовал времени и денег».
Впервые попадая в эту деревню, сначала нервно дергаешься, но вскоре привыкаешь к грохоту грузовиков. Каждые полчаса, подлетая на ухабах деревенской, давным-давно асфальтированной дороги, здесь и днем, и ночью проносятся полные бревен лесовозы с прицепами.
Повалихино — «столица» сельского поселения, где произошла необычная для современной России смена власти в результате выборов. Деревня располагается в 20 км от районного центра — города Чухлома, а до областного центра Костромы — менее 200 км.
В деревне на 200 жителей два продуктовых ларька, маленький ДК, опрятная начальная школа с восемью учениками и одной учительницей, которая совмещает обязанности директора и кочегара, а также здание сельсовета. Из инфраструктуры — водонапорная башня и электричество, но центрального отопления нет даже в райцентре — везде топят дровами. Поэтому возле каждого обитаемого дома рачительные хозяева держат большую дровницу. Больницы в Повалихино тоже нет — только фельдшер.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Помимо Повалихино в сельское поселение входят 28 маленьких деревенек — всего еще на более 200 человек. Отдельные из них вроде Одинцово — всего с одним жителем. Около 20 деревень и вовсе брошены — на развалинах домов прорастают деревья.
Сейчас в Чухломском районе практически не осталось средних и малых предприятий по обработке дерева, говорит Иван. Зато в нескольких десятках километрах работает пилорама, принадлежащая китайцам. Но местных мужиков к себе не берут — привозят работяг с родины, говорит Иван.
Результаты выборов главы сельского поселения, куда входит Повалихино и еще с два с лишним десятка деревень, Ивана, откровенно говоря, не впечатлили. Он из тех, кто давно не ходит на избирательный участок и к выборам относится скептически.
«Мы не голосуем! В сортах г…а не разбираемся», — разводит руками Иван.
Чуть задумавшись, он решает объяснить это на примере.
«Единственный раз я сходил на выборы в 1993 году, когда выбирали президента, — припоминает Иван. — Откровенно говоря, я тогда сильно пил, поэтому теперь и не помню половину своей жизни. Проголосовал тогда за Жириновского — он обещал водку сделать дешевой и мне это было интересно. А на следующий день тогда сказали, что народ просто пошутил. С тех пор я голосовать не хожу. Но и пить тоже бросил».
Единственной важной функцией проигравшего выборы главы сельского поселения Николая Локтева было включение деревенских фонарей, уверен Иван. Но и с этой задачей он справлялся не очень.
«Если он включается, когда уже никто не ходит по улицам — в 20:00 — нахрена его включать? — возмущается мужчина. — Если ты такой ленивый — сложно ящик открыть, ну установи себе приложение в смартфон. С этим сейчас любая бабушка справится!»
Другие жители деревни говорят, что Локтев не здоровался и не интересовался местными проблемами. Не помогло и то, что бывший староста до избрания работал в деревне участковым — знал всех в лицо.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
«Надежный, говорите? Ну.. тут надо не как МВД. Тут же надо общаться с народом! Прежние наши председатели колхозов и сельсоветов общались! А сейчас прошел мимо: «Здрасьте-здрасьте», — говорит житель Повалихино по имени Виктор. И тут же обезоруживает корреспондента Би-би-си аргументом в пользу смены власти: «А что он должен был 100 лет тут быть, б…а-муха? Даже «путины» и то меньше!»
«Молчите или вылетите с работы»
Но большинство жителей на расспросы о выборах предпочитают ограничиваться односложными ответами и уклоняться от интервью.
Борис (имя изменено, поскольку мужчина попросил об анонимности) объяснил корреспонденту Би-би-си причину.
«У меня жена работает в нашем клубе. На днях сверху позвонили и предупредили: никаких интервью и разговоров с журналистами. Всем молчать. Кто ослушается — вылетит с работы. Вот все и молчат, хотя получают по 6 тысяч», — объясняет Борис.
Но по коротким репликам удается понять, что многие довольны сменой руководства деревни.
Житель Повалихино Михаил не признается, за кого голосовал, но выбором народа доволен. «Опыт со временем приходит — научится — женщина молодая, красивая, веселая! Но и Николай-то (Николай Локтев, экс-глава сельского поселения Повалихино — прим. Би-би-си) — нормальный мужик тоже. В милиции работал», — дипломатично заключает он.
«Народ поддержал ее, ничего особенного в этом не вижу»
Бывший участковый, 53-летний Николай Локтев избрался главой поселения пять лет назад. Но очередные выборы проиграл своей 35-летней уборщице Марине Удгодской, выдвинувшейся от Партии пенсионеров России, со счетом 87 против 48 голосов.
При таком ожидании перемен в деревне победить Локтеву было непросто, и он поражение признал.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
День накануне инаугурации Марины Удгодской — 31 сентября — бывший глава проводит в сельсовете на рабочем месте.
Завидев из окна корреспондентов Би-би-си еще на подходе к сельсовету, он распахивает дверь.
«Здравствуйте! Будем обрабатывать руки, маски! Хотя, давайте здесь, — показывает на крыльцо. — Я вам обещаю, что на многие вопросы отвечать не буду! И пообещаю короткое интервью. А длинное зачем? Выборы-то уже состоялись».
Локтев выглядит утомленным. Рассказывает, что оставляет должность в момент, когда в поселении нет никаких проблем и гордо описывает, как справился с непростой задачей, — заменил шесть водяных насосов, обеспечивающих водоснабжение деревни.
Чиновник намерен искать работу в райцентре, хотя и обещает помочь бывшей подчиненной. Он старательно делает вид, что не огорчен поражением, и божится, что сохранит с новой старостой хорошие отношения.
На прямой вопрос как так случилось, что он проиграл, Локтев излагает свою версию.
«Просто найти кандидата в таком сельском поселении непросто, — разъясняет он. — Я обращался к местным жителям. Несколько отказались. Последней к кому я обратился, была Марина Викторовна. Я ее с детства знаю, мы земляки. Она согласилась по моей просьбе. Если бы был другой кандидат, я бы к ней не обратился. Народ поддержал ее. Ничего особенного в этом не вижу. Я ей даже благодарен, что она поучаствовала».
Услышав вопрос о поражении в его лице «Единой России», Локтев неожиданно уходит от ответа: «Давайте этот вопрос не будем заострять. Мы оба люди беспартийные».
И в завершение просит: «Вот опять ваши коллеги корреспонденты звонят — я не знаю кто, московский номер. Они беспокоят. Но главное Марину Викторовну бы не доставали, она к этому не подготовлена. У меня и к вам просьба: не мучайте ее. Больше десятка корреспондентов здесь вокруг ходило, Марину догоняли. Ну зачем девушку мучать — она из села!».
«Нет ничего страшного, что кандидат от ЕР проиграл»
Если внешне Повалихино не выглядело местом, где произошла неприятная для власти осечка, при которой кандидат от «Единой России» в никому неизвестном сельском поселении с 450 жителями провалился на глазах у всей страны, то во властных кабинетах повисло напряжение.
Провал бывшего участкового Николая Локтева, представлявшего партию власти на выборах, вызвал серьезный разбор полетов с оргвыводами в администрации костромского губернатора, рассказал Русской службе Би-би-си федеральный чиновник.
Возможно, этого бы никто и не заметил, но новость так быстро вышла в топы федеральных СМИ, что на поражение в деревне Повалихино не могли не обратить внимание даже в Кремле.
«Она созналась в том, что она была технический кандидат, но никакого подлога там не было. Человек шел на выборы, сельчане за неё проголосовали, она не ожидала этого как уборщица», — комментировала глава ЦИК Элла Памфилова.
Местные единороссы отрицают, что победа уборщицы со средним образованием стала для областных властей значимой проблемой. В этом, после инаугурации Удгодской в районной администрации в Чухломе, корреспондента Би-би-си заверила единоросс Галина Полякова, возглавляющая совет муниципальных образований.
«Все кураторы территорий из управления внутренней политики администрации губернатора — на своих местах. У Марины будет свой. Конечно, ситуация нетрадиционная. Но это не ЧП и не трагедия для нашей области, — утверждает Полякова.
И успокаивающе добавляет: «ничего страшного и особенного нет в том что кандидат от ЕР проиграл. Ведь в основном голосуют за личность, голосовали за ее деловые качества, за то что она умеет с людьми общаться. Значит какая-то недоработка была со стороны бывшего [главы]».
По словам Поляковой, бывшую уборщицу Марину Удгодскую скоро пригласят на курсы для глав. Там ее обучат, что такое бюджет, национальные проекты и федеральные программы. А потому можно не беспокоиться — у новичка в политике все получится.
«Зачем вы так испортили себе жизнь?»
За несколько минут до этого — рано утром 1 октября, в здании администрации райцентра Чухломы, прошла инаугурация Марины Удгодской.
На камеру областного канала «Русь», под аплодисменты членов избиркома Удгодской вручили ламинированное удостоверение главы.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Мероприятие организовали лично сотрудники пресс-службы костромского губернатора.
После церемонии Марина Удгодская наконец вышла к журналистам. Возможно, она этого и не хотела — предыдущие недели с разной долей успеха она избегала встреч со съехавшимися в деревню репортерами. «Бегала на болото собирать ягоды», — объясняли журналистам местные жители. Но тут деваться было некуда.
«Марина! Зачем вы так испортили себе жизнь? Зачем вы так испортили себе жизнь?» — бросается на новоиспеченного деревенского главу репортер программы «Центральное телевидение».
Но Удгодская на удивление легко отбивается от провокационных вопросов НТВ, отвечает другим журналистам и под прицелом множества телекамер садится за руль своей «Лады» в компании телеоператора и корреспондента канала «Русь».

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Перед тем как появиться на своем новом-старом месте работы, Марина Удгодская в сопровождении нескольких телекамер и пишущих журналистов заскакивает в соседнюю деревню.
«Здравствуйте! Я теперь ваш новый глава. Будут проблемы, обращайтесь! Будем решать, будем стараться», — заявила Удгодская хозяйке одного из домов.
В ответ на просьбы репортеров рассказать о новой главе хозяйка дома не растерялась и ответила скороговоркой: «Конечно, верим в нее! Молодец! Она девушка хозяйственная, должна справиться!»

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Следующим пунктом первого рабочего дня был приезд в офис в Повалихинском сельсовете — уютный одноэтажный домик небесного цвета.
«Голова седая, а душа молодая»
По средне-специальному образованию 35-летняя Удгодская — продавец, но работу по профессии не нашла. В основном в деревне занималась хозяйством. Еще на четверть ставки работала в сельской администрацией уборщицей («технический специалист») и зимой подрабатывала кочегаром. Ее общий доход составлял примерно 14 тыс. рублей в месяц, рассказала она репортерам.
Кроме того, на непостоянной основе Удгодская была депутатом сельсовета — причем от «Единой России». Ее выдвижение от Партии пенсионеров России объясняется тем, что два кандидата не могут выдвинуться от одной политической силы.

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
«Это помещение я и прибирала. Каждый вечер по полчаса это у меня занимало. Я ведь на четверть ставки работала. А с ноября — еще и на часть ставки кочегаром. А днем занималась домашними делами», — рассказывает Удгодская, сидя на аскетичном стуле за рабочим столом главы перед объективами телекамер.
На столе — стопка рабочих документов, за спиной — российский триколор, портрет Владимира Путина и карта Костромской области.
— Марина, скажите, а о должности губернатора вы еще не задумываетесь?
— Нет конечно. Я вообще об этом не думаю. Я и об этой должности не думала.
— Но тем не менее главой вы уже стали!

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC
Затем Удгодская ведет корреспондентов к своему дому, благо от места работы он всего в нескольких сотнях метров.
С каждым часом новая глава Повалихинского сельского поселения все увереннее чувствует себя на публике — прошло всего несколько часов с момента вступления в должность, а она уже подшучивает над журналистами: «У меня два гуся, утки, куры, 15 кроликов, черепахи две, белка, хомяк, пять кошек, две собаки. Еще есть улитки. Скоро появятся маленькие, если надо — обращайтесь!».
Но все же отсутствие опыта берет свое. У нее остается все меньше сил держать оборону от десятка журналистов, она признается, что пора бы заканчивать: «Я и думать не думала и в кошмарном сне такого не видела! Скорее бы вся эта шумиха закончилось. Мечтаю о том, чтобы хоть немного отдохнуть. И потом приступить к работе».
После ухода журналистов Удгодской вновь нужно ехать в райцентр — на рабочую встречу.
А ближе к вечеру — первое представительское мероприятие — поздравление пенсионеров. Для них в повалихинском ДК по случаю инаугурации нового главы 1 октября был намечен вечер отдыха «Голова седая, а душа молодая».

Автор фото, Yevgeny Zhuravlev/BBC