113483761 antonnovoderezhkin tass Новости BBC

В регионах России обостряется кризис. Они могут потерять до 2 трлн рублей доходов до конца года

Пандемия ожидаемо ухудшила финансовое состояние российских регионов. По данным Счетной палаты, объем выпадающих доходов субъектов составит до 2 трлн рублей (27,8 млрд долларов). Количество регионов с дефицитом бюджета после карантина удвоилось.

По итогам января-мая 2020 года в бюджетах четверти регионов образовался дефицит, пишет Forbes со ссылкой на данные Федерального казначейства. Количество регионов с дефицитным бюджетом по сравнению с аналогичным периодом выросло в два раза — с 11 до 22. Суммарный дефицит у этих регионов вырос в 10 раз до 147 млрд рублей.

«Подавляющее большинство российских регионов уже столкнулось с тяжелыми бюджетными последствиями коронакризиса», — пишут аналитики Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП).

Из-за пандемии и обвала цен на нефть бюджетный кризис в российских регионах может стать худшим за 20 лет — дефициты региональных бюджетов, как ожидается, достигнут максимума с начала 2000-х, прогнозировало агентство Standard&Poor’s.

Почему ухудшилась ситуация?

Расходы региональных бюджетов в январе-мае резко выросли — практически на четверть. «Рост расходов был тотальным и затронул практически все регионы», — отмечает ЦМАКП.

Основной прирост расходов пришелся на карантинные месяцы апрель и май — 700 млрд руб. из 1 трлн руб. прироста.

«Наибольший вклад в рост расходов внесли расходы на здравоохранение и образование, в несколько меньшей степени — на социальную политику и национальную экономику», — пишут аналитики.

Расходы на здравоохранение выросли в 2,2 раза и обеспечили треть всего прироста расходов регионов. «Это, прежде всего, расходы на выплаты медперсоналу, оснащение коечного фонда, закупка медицинского оборудования и средств защиты. Отметим, что часть трансфертов, выделенных из федерального бюджета, была направлена на компенсацию данных видов расходов», — говорится в отчете.

Доходы в целом выросли на 2,1%. Но этот рост объясняется помощью федерального бюджета, отмечает ЦМАКП.

Трансферты из федерального бюджета по итогам первых пяти месяцев выросли на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщала Счетная палата.

Если же рассматривать налоговые и неналоговые доходы регионов без федеральной помощи, то они упали на 8,9%. Поступления по налогу на прибыль снизились на 15,2%, по налогам на совокупный доход — на 12,2%, оценивала зампред Счетной палаты Галина Изотова.

По прогнозу ведомства, по итогам 2020 года выпадающие доходы региональных бюджетов могут составить более 2 трлн рублей.

Кто больше пострадал?

«От кризиса ожидаемо пострадают те субъекты РФ, доходы которых зависят от состояния в сферах предоставления услуг населению», — сказала зампред Счетной палаты Галина Изотова.

«Это в первую очередь курортные регионы — Краснодарский край, Республика Крым [Россия аннексировала украинский полуостров Крым в 2014 году — Би-би-си] и Северный Кавказ — и территории крупных городских агломераций — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Республика Татарстан, Свердловская область. Из-за сокращения численности занятых в рыночных услугах здесь неизбежен спад поступлений НДФЛ», — отметила она.

Более 90% суммарного дефицита в 147 млрд рублей по итогам января-мая приходится на пять регионов:

  • Москва (84 млрд рублей),
  • Московская область (25 млрд рублей),
  • Татарстан (16 млрд рублей),
  • Свердловская область (7 млрд рублей),
  • Архангельская область (3 млрд рублей)

Первые четыре региона из этого списка входят в топ-10 по объему доходов. Регионы покрывали дефициты в основном за счет резервов — остатков на счетах, пишет ЦМАКП.

«Максимальный рост расходов был зафиксирован в тех регионах, которые в прямом смысле могли себе это позволить: либо благодаря широким возможностям по покрытию дефицита (за счет накопленных в предыдущие годы остатков на счетах и — что важно на перспективе — легкого доступа к долговому финансированию при невысокой долговой нагрузке), либо благодаря поступлению межбюджетных трансфертов, значительно перекрывших снижение собственных доходов», — указывают аналитики.

Наиболее сложная ситуация будет наблюдаться в регионах с низкими доходами и большим долгом, отмечала Изотова. По ее словам, сокращение доходов может привести к росту числа регионов с высоким уровнем госдолга.

«В ближайшей перспективе с высокой вероятностью продолжится накопление дисбалансов в бюджетах регионов из-за сжатия собственной доходной базы и вынужденного поддержания высокого уровня расходов», — считает ЦМАКП.

«Устойчивость бюджетов субъектов РФ (как в период кризиса, так и на выходе из него) во многом будет определяться тем, как «коронавирусная нагрузка» распределится между федеральным центром и регионами», — резюмируют аналитики.

Что с федеральным бюджетом?

По итогам первых пяти месяцев 2020 года зафиксирован дефицит федерального бюджета в размере 400 млрд рублей. Годом ранее за этот же период был профицит в размере 1,2 трлн рублей, отмечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.

Ситуация была бы еще хуже, если бы не деньги от продажи акций Сбербанка — более 1 трлн рублей, которые поступили в казну. Без этой суммы дефицит федерального бюджета за январь-май составил бы 1,5 трлн рублей, пишет Долгин.

Такой результат объясняется снижением нефтегазовых доходов на 29% (спад на 1 трлн рублей) и ростом расходов на 26% (на 1,7 трлн рублей).

Спад нефтегазовых доходов связан с обвалом цен на нефть и сокращением добычи в результате сделки с ОПЕК+. Цены на сырье упали в связи с тем, что спрос резко обвалился, когда во всем мире были введены ограничения на передвижения граждан из-за пандемии.

Рост расходов федерального бюджета России резко усилился в «карантинные» месяцы — в апреле и мае показатель увеличился на 32% и 49% соответственно.

Что с экономикой?

В мае и июне промышленное производство в России в годовом выражении сократилось на 9,6% и 9,4%, показывают данные Росстата.

Получается, что во втором квартале 2020 года промпроизводство с учетом сезонных и календарных факторов падало третий квартал подряд, и это означает рецессию, пишет «Коммерсант».

Добыча полезных ископаемых сократилась на 14,2%. Такой спад не вызывает удивления в связи с ожидаемым сокращением производства из-за сделки по ограничению добычи сырья с ОПЕК+, отмечает Долгин из ING.

Выпуск в обрабатывающей промышленности снизился на 6,4%. Это небольшое улучшение по сравнению с майским показателем, когда был зафиксирован спад на 7,2% в годовом выражении. По мнению Долгина, поводом для оптимизма может служить существенное восстановление в таких секторах, как производство продовольствия, одежды, автомобилей.

Позитивные тренды отмечает также минэкономразвития в своем докладе «О динамике промышленного производства. Июль 2020 года», вышедшем в четверг.

«Наиболее существенное улучшение динамики в июне наблюдалось в производстве потребительских товаров, чему способствовало открытие непродовольственной розницы в большинстве регионов», — говорится в отчете.

«Восстановление наблюдается и в других отраслях обрабатывающей промышленности, в большей степени ориентированных на промежуточный и инвестиционный спрос, — деревообработке, производстве основных химических веществ, металлургии, ряде отраслей машиностроения», — отмечает ведомство.

Вместе с тем министерство признает, что рост потребительской активности «в определенной степени связан с отложенным спросом населения, а также значительным объемом социальных выплат, осуществленных в июне».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC