«Отрицаю причастность к чешской разведке». Иностранный приятель Сафронова рассказал о своих отношениях с ним


Чешский друг бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене, рассказал корреспондентам Русской службы Би-би-си о своих отношениях с фигурантом громкого уголовного дела.

12 июля издание «Проект» опубликовало заметку о Мартине Ларише — чешском журналисте газеты Lidové noviny и эксперте по постсоветским и балканским странам. По данным издания, Лариш дружил с Иваном Сафроновым — советником «Роскосмоса», бывшим журналистом изданий «Коммерсант» и «Ведомости».

7 июля Сафронова арестовали по подозрению в госизмене, 16 июля ФСБ предъявила ему соответствующее обвинение — по версии следствия, в 2012-м году Сафронова завербовал сотрудник пецслужб Чехии, а в 2017-м году журналист, на тот момент спецкор «Коммерсанта» передал чешскому разведчику секретные данные о российской оборонной промышленности.

«Проект» предположил, что следствие могло обвинить Сафронова в госизмене на том основании, что тот открыто дружил с Ларишем — журналист выкладывал фотографии чешского знакомого в своих соцсетях, ездил к нему в Прагу и успел познакомить с ним нескольких своих знакомых и коллег.

Лариша как чешского друга Сафронова на основе их совместной фотографии в «Инстаграме» упоминал и канал «Россия 1» 13 июля. В четверг агентство ТАСС со ссылкой на источник в разведывательном сообществе заявило, что Лариш — кадровый сотрудник чешских спецслужб.

«Это полный бред. Дезинформационный вброс», — так прокомментировал Би-би-си сообщение ТАСС сам Мартин Лариш. Корреспондентам Би-би-си удалось поговорить с ним и узнать, что он думает о деле Сафронова.

«Ивана уважал как профессионального журналиста»

В своём письме, переданном Русской службе Би-би-си и адвокатам Ивана Сафронова, Лариш утверждает, что действительно познакомился с Сафроновым в 2012-м году, когда работал в России корреспондентом газеты Lidové noviny.

«Иван ко мне всегда относился по-товарищески, и я его очень уважал как профессионального журналиста. С течением времени мы стали друзьями и проводили вместе свободное время, в том числе и с нашими подругами. Мы были ровесниками, у нас были похожие интересы», — пишет он.

По словам Лариша, в профессиональном плане они с Сафроновым общались сугубо как коллеги «на разные темы, касающиеся политики, экономики и безопасности».

Арест друга, признаётся Лариш, поверг его в шок.

«Я до сих пор не понимаю, зачем его задержали. Официальную причину я также не понял, потому что Иван был журналист — значит, он не имел и не мог иметь доступ к секретным материалам, потому что в журналистике с секретными материалами не работают», — написал он.

Лариш уверен, что Сафронов вовсе не мог столкнуться с гостайной в работе. «Кто бы ее ему выдал и зачем? Если бы это вообще случилось, тогда должен быть задержан тот, кто ему секрет передал, а не Иван, который все, что смог, так это писать правдивые, но острые и потому для многих во власти политически неудобные статьи», — отметил он.

У самого Лариша, как он утверждает, доступа к секретным данным нет и никогда не было. «Я сам как эксперт в Чехии доступа к никаким секретным материалам не имею и никакое государственное ведомство мне их попросту не выдаст. Это полный абсурд», — заявил он.

По его мнению, причиной уголовного преследования Сафронова стали его статьи, которые тот писал в газетах «Коммерсант» и «Ведомости».

«То, что он как добросовестный человек писал правдивые статьи без политической сервильности, стоило ему работы в «Коммерсанте», откуда был вынужден уйти. Я довольно хорошо знаю, как в России нарушаются права человека и гражданские свободы, и знаю, как сегодняшний режим относится к свободе слова и СМИ, поэтому больше уже ничего комментировать не хочу и не буду, понимая, что любое мной сказанное слово может быть перекручено и даже причинить вред Ивану, и этого я не допущу» — заключил Лариш.

«В наших с Иваном разговорах и переписке не могло быть никаких государственных секретов»

Лариш сказал, что о сути обвинений СМИ, предъявленных Сафронову, узнал из СМИ. «Иван обвиняется в том, что он в 2012 году был завербован представителем чешской разведки, а в 2017 году получил задание, собрал и передал этому представителю некие секретные сведения. Я до сих пор не знаю, имеет ли ФСБ в виду меня как того самого представителя чешской разведки», — сказал Лариш.

То, что ФСБ подозревает Сафронова в том, что его завербовала чешская разведка еще в 2012 году, выяснилось после суда по мере пресечения бывшему журналисту 7 июля.

В четверг, 16 июля, во время апелляции на решение об аресте Сафронова Мосгорсуд постановил исключить из постановления Лефортовского суда факт того, что Сафронов долгое время сотрудничал с представителями чешской разведки. В то же время меру пресечения суд изменять не стал, тем самым отклонив жалобу защиты.

«Если они считают меня этим агентом, то я категорически отрицаю свою причастность к чешской разведке, как и к любой другой спецслужбе», — сообщил Мартин Лариш.

Он подтвердил, что сейчас перестал быть журналистом и руководит аналитическим «Центром анализа и предотвращения безопасности» (Centrum pro bezpečnostní analýzy a prevenci, CBAP).

«В нашем центре занимаемся аналитическими заметками на разные темы, связанными в основном с политикой, экономикой и безопасностью в разных регионах мира. Все наши публикации и заметки выложены на нашем сайте в открытом доступе», — рассказал Лариш.

По его словам, центр также участвовал и участвует «в нескольких грантовых проектах с нашими партнерами, некоммерческими организациями, в основном из соседних стран Центральной Европы». Лариш отметил, что в открытом доступе также находится и публичная деятельность центра, включая участие на конференциях, круглых столах, где сотрудники центра находились в качестве организаторов или участников.

«Таким образом моя деятельность никак не связана с сотрудничеством со спецслужбами. В наших с Иваном разговорах и переписке не могло быть никаких государственных секретов, поскольку мы всегда работаем только с открытыми источниками», — сказал Лариш.

Media playback is unsupported on your device

Ни в материалах, которые видели адвокаты и сам Сафронов, ни на следственных действиях в «Лефортово», ни на суде по мере пресечения Сафронову 7 июля, ни во время рассмотрения апелляции на решение об аресте бывшего журналиста имя Мартина Лариша так и не прозвучало. Об этом Би-би-си говорили защитники Сафронова.

В четверг во время рассмотрения апелляции на арест бывшего журналиста следователь продемонстрировал некие секретные документы, якобы подтверждающие передачу Сафроновым передачу данных, содержащих гостайну в Чехию. Об этом Би-би-си рассказали два собеседника, имеющих доступ к этой информации и попросившие об анонимности из соображений своей безопасности. При этом собеседники Би-би-си не видели ни имени Лариша, ни даже имени Сафронова в этих документах.

Адвокат Иван Павлов сказал Би-би-си, что защитники Ивана Сафронова внимательно изучат заявление Лариша: «Но уже видно, что человек отрицает любую свою причастность к спецслужбам, а значит нашим процессуальным оппонентам надо привести более весомые аргументы, чем справка из СВР»

Что известно о чешском друге Сафронова?

Мартину Ларишу 35 лет, следует из документов чешского бизнес-реестра. Согласно публичной биографии Лариша, он изучал политологию в университете города Брно. Через год после получения диплома магистра (2009-й) стал специальным корреспондентом чешской газеты Lidové noviny в Москве.

Lidové noviny была основана еще в XIX веке, но в период советской Чехословакии не выходила. Ее выпуск был возобновлен в 1990 году, сейчас она принадлежит чешскому предпринимателю и политику Андрею Бабишу.

Будучи московским корреспондентом Lidové noviny в 2010-2012 годы, Лариш писал в основном о внутренней политике и взаимоотношениях России и Запада. Среди друзей Лариша в «Фейсбуке» много московских журналистов и экспертов.

«Мы с ним общались как с журналистом, в 2011 году, но так и не встретились», — рассказал Би-би-си политолог Евгений Минченко. У него Лариш был в друзьях на «Фейсбуке».

Журналист, бывший главред «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт, также друживший с Ларишем в этой соцсети, сказал, что общался с ним «наверное, лет десять назад».

Единственный материал Лариша на военную тематику был посвящен распаду Югославии.

В начале десятилетия молодой чешский журналист познакомился со своими коллегами из российских изданий, в том числе и с Сафроновым, рассказали друзья и коллеги Сафронова Русской службе Би-би-си. Если доверять заявлению ФСБ о том, что Сафронова завербовали в 2012 году, когда он всего два года проработал в «Коммерсанте», на своем первом месте работы, получается, что Ларишу в момент вербовки Сафронова было 27 лет, а журналисту — 22.

Лариш до сих пор дружит в «Фейсбуке» с многими российскими журналистами: в его друзьях есть и Сафронов, который открыто ставил «лайки» фотографиям Лариша. После публикации «Проекта» он удалил свой профиль в «Фейсбуке», в «Инстаграме» — нет.

«У Ивана Сафронова не было допуска ни к государственным секретам России, ни к госсекретам Чешской республики. А состав Чешского разведывательного сообщества — это гостайна. Как Сафронов мог знать, что Лариш разведчик, если он им и был?» — отметил в разговоре с Би-би-си историк спецслужб Андрей Солдатов.

По его словам, то, что Сафронов не скрывал дружбу с Ларишем, только доказывает, что журналист общался с ним как с коллегой и приятелем, так его и воспринимая.

Что известно о работе Лариша в Центре анализа и предотвращения безопасности?

В 2012 году Лариш, покинув газету Lidové noviny, создал в Праге Центр анализа и предотвращения безопасности. Параллельно с этим проектом он оставался в Москве до 2014 года, работая консультантом для чешских компаний, которые хотели бы работать в России и странах СНГ, следовало из его профиля в LinkedIn (сейчас также удален, но доступен в архиве). В 2014 запустил проект Sakartvelo.cz — сайт о Грузии на чешском, русском и английском языках.

Неформально центр существует с 2012 года, официально зарегистрирован как юрлицо в 2014-м. Центр позиционирует себя как «think tank», который, в том числе, специализируется на изучении постсоветских и балканских стран.

Так, в 2019 году центр подготовил доклады о российских интересах в Косово, влиянии России в Европе, политической ситуации в Боснии, курдах и Иране. Одна из последних публикаций центра посвящена перезагрузке НАТО.

Сооснователь и исполнительный директор центра — бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны Чехии Томаш Коломазник. Согласно его биографии на LinkedIn, с 1994 по 2000 год он был руководителем сектора по взаимодействию с военными атташе других стран, а с 2001 по 2005 был замглавы департамента по международным отношениям, где отвечал за работу с НАТО и Евросоюзом. Би-би-си обратилась с запросом к Коломазнику, но ответа пока не получила.

Би-би-си также обратилась с запросом в чешскую разведку — Управление по внешним связям и информации (UZSI) — с просьбой прокомментировать сообщение ТАСС о связи Лариша с чешскими спецслужбами и ожидает ответа.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC