113425688 lom02532 Новости BBC

Мосгорсуд отказался отпустить Ивана Сафронова из-под ареста

Мосгорсуд отказался отменить решение Лефортовского суда об аресте советника главы Роскосмоса, бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова. Его обвиняют в госизмене. Сафронов останется в СИЗО «Лефортово» до 6 сентября.

Сафронова задержали 7 июля по подозрению в госизмене. Лефортовский суд арестовал его на два месяца. На заседании выяснилось, что бывшего журналиста подозревают в передаче секретных данных чешским спецслужбам в 2017 году. В то время Сафронов работал спецкором «Коммерсанта».

В понедельник ему предъявили обвинение. Следствие так и не конкретизировало, что именно вменяет Сафронову, не уточнив даже, в какие даты журналист якобы передавал государственные секреты.

Сафронов вину не признал. Он считает, что его «прессуют за заметки». На следственных действиях, как выяснила Би-би-си, следователь задал бывшему журналисту лишь один вопрос — попросил охарактеризовать себя. Обвиняемый задал следователю ФСБ Александру Чабану восемь вопросов по существу дела, ни на один тот не ответил.

В апелляции на арест Сафронова защита экс-журналиста рассчитывала доказать, что следствие не справилось с задачей обосновать свои подозрения в отношении Сафронова. Кроме того, адвокаты подчеркивали, что бывший журналист не будет скрываться — загранпаспорт у него изъяла ФСБ, а границы по-прежнему закрыты из-за пандемии.

Поддержать Сафронова пришли его родственники — сестра Ирина с мужем и его девушка Ксения Миронова, а также многие коллеги-журналисты.

Сафронов в суд приехал в том же костюме, в котором его задержали. В «аквариуме» он был в наручниках. Защитники настаивали на изменение меры пресечения на более мягкую. Они пытались убедить суд отпустить Сафронова под залог. Деньги на него предоставил Максим Ковязин — муж сестры Ивана. Суд им отказал, под домашний арест экс-журналиста также не отпустили.

Адвокат Иван Павлов в зал не зашел, оставшись снаружи. Защитники Сафронова писали ему в мессенджер, что происходит, а Павлов рассказывал это ожидавшим за закрытыми дверями журналистам.

«Мы слышали, что в одной из служб, про которую писал Сафронов, едва ли не шампанское открыли в тот день, когда арестовали Ивана», — сказал Павлов журналистам в Мосгорсуде. Он особо отметил, что речь именно о «службе», а не о, например, «министерстве».

Павлов также рассказал журналистам, что адвокаты заметили за собой слежку. Он предполагает, что наружное наблюдение за защитниками могут вести сотрудники управления «П» ФСБ. «С какой целью они ездят — вопрос, — сказал Павлов. — Устрашение, наверное. Можем провести эксперимент — сядьте с нами в машину, поймете, что это не паранойя». «Наружку» за собой также замечали родные и друзья Сафронова, о чем они рассказывали Би-би-си.

Томов в деле Ивана Сафронова за неделю стало на один больше — теперь их восемь. Содержание их защите так и осталось неизвестным, в суде их не изучали, а с делом Сафронова и его адвокатов еще не ознакомили. При этом все восемь томов следователь принес на заседание суда.

Ходатайство защиты о проведении открытого судебного заседания суд отклонил. Прокурор сказал «вы посягаете на государственную безопасность», и больше никак не мотивировал, почему он против проведения заседания в открытом режиме Защита же настаивала на том, что сейчас никакая гостайна не рассматривается, и причин закрывать процесс нет.

О том, что неизвестный, которому Сафронов якобы передал секретные данные, связан с чешскими спецслужбами, следователям ФСБ сообщила Служба внешней разведки (СВР), рассказал журналистам Павлов. В деле Сафронова есть соответствующее сообщение СВР, подписанное неким генералом службы, но его фамилия, по словам Павлова, в документе не указана.

На заседании суд согласился исследовать новые материалы — в том числе те, которые причислены к гостайне. Один из адвокатов Сафронова, Даниил Никифоров, отказался давать подписку о неразглашении гостайны в знак протеста — он посчитал незаконным то, что сейчас суд решил исследовать документы, которые не изучали в суде первой инстанции. Из-за этого Никифорова на время изучения материалов под грифом «секретно» из зала суда удалили.

Павлов назвал случившееся нарушением со стороны суда. «Суд в нарушение всех норм разрешил исследовать те материалы, которые могли представить в суде первой инстанции. В апелляции так делать нельзя», — сказал он Би-би-си.

Заслушав доклад и выступления защитников, суд постановил исключить из постановления Лефортовского суда факт того, что Сафронов долгое время сотрудничал с представителями чешской разведки. В то же время меру пресечения суд изменять не стал, тем самым отклонив жалобу защиты.

Под крики «Ваня, мы с тобой! Ваня, мы тебя любим» приставы вывели из зала друзей и родственников Сафронова и нескольких попавших внутрь журналистов.

Павлов после заседания пообещал подать кассационную жалобу на решение. Кроме того, он заявил, что обвинение понятнее не стало: в секретном виде были представлены только данные оперативно-розыскной деятельности, а документов, подтверждающих работу Сафронова на чешскую разведку, показано не было.

По мнению адвоката, решение суда исключить доводы о работе Сафронова на чешскую разведку противоречат решению того же суда отклонить жалобу на арест. Павлов также заявил, что «обвинение строится на зияющей пустоте».

Поручительства за Сафронова

В суде защита бывшего спецкора «Коммерсанта» и «Ведомостей» представила полтора десятка личных поручительств за Ивана Сафронова. Их написали, в том числе, основатель издания The Bell Елизавета Осетинская, бывший замглавреда «Коммерсанта» Глеб Черкасов (он уволился из газеты в мае 2019 года вместе с Сафроновым), главред «Новой газеты»Дмитрий Муратов и бывший издатель «Ведомостей» Демьян Кудрявцев, член президентского Совета по правам человека Екатерина Винокурова, профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский, преподававший у Сафронова в «Вышке».

В список поручителей также вошли доцент НИУ ВШЭ Сергей Давыдов, замглавреда «Коммерсанта» Иван Сухов, главред The Bell Ирина Малкова, главред Forbes Николай Мазурин, главред телеканала «Дождь»Тихон Дзядко, редакционный директор «Ведомостей» Юрий Кацман, бывшие замглавреда той же газеты Борис Сафронов и Филипп Стеркин, руководитель движения «Русь сидящая» Ольга Романова, главред журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский.

Положительные характеристики на Сафронова в суд также представили и все его работодатели.

От «Роскосмоса» соответствующий документ подписал директор департамента кадров госкорпорации Владимир Матвейчук, от «Коммерсанта» — главред Владимир Желонкин.

От «Ведомостей» такой документ прислал главред Андрей Шмаров — после его назначения Сафронов уволился из газеты, не проработав в издании и года. Также характеристику написал и бывший главред газеты Илья Булавинов.

Декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий также предоставил характеристику на Сафронова как на выпускника «Вышки».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC