Суд в Петербурге вынес приговоры фигурантам дела «Сети» (организация признана в России террористической и запрещена) Виктору Филинкову и Юлию Бояршинову. Признавший вину Бояршинов получил пять с половиной лет колонии общего режима, Филинков, заявлявший о пытках и своей невиновности, семь.
Второй западный окружной военный суд на выездном заседании в Петербурге признал антифашистов Филинкова и Бояршинова виновными в участии в запрещенной террористической организации. Бояршинов также признан виновным в хранении взрывчатых веществ, передает корреспондент Би-би-си.
Прокуратура просила приговорить Филинкова к девяти годам лишения свободы, Бояршинова — к шести. Таким образом, Филинкову и Бояршинову дали срок меньше, чем просил прокурор.
Судья Роман Муранов постановил зачесть срок нахождения под стражей Бояршинову с 21 января 2018 года, Филинкову — с 23 января 2018 года, то есть даты фактического задержания. Адвокаты настаивали, что он более суток незаконно удерживался сотрудниками ФСБ без процессуальных гарантий, а официально был задержан в здании ФСБ только 24 января.
Срок нахождения под стражей в СИЗО по «террористическим статьям» составляет один день к одному. Осужденные находятся там почти два с половиной года.
Мотивировочную часть приговора суд не огласил.
Осужденных увели из зала суда, присутствующие скандировали: «Свободу политзаключенным».
«Мне все равно тяжело. Я думаю, они видят, что это настолько несправедливо, и решили хоть как-то. Может быть совесть какая-то», — сказала Би-би-си мать Филинков, говоря о снижении запрошенного прокурором срока.
В чем обвиняли осужденных
Антифашисты Филинков и Бояршинов обвинялись по части 2 статьи 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе). Бояршинову также вменяли незаконное хранение 408,9 г дымного пороха (статья 222.1 УК).
Бояршинов признал хранение банки с порохом и свое участие в «Сети», но во время последнего слова в суде подчеркнул, что никогда не разделял террористических взглядов. Филинков в последнем слове в очередной раз заявил о сфабрикованности дела.
«Вымышленное террористическое сообщество сконструировано абы как. Плохой сценарий написан! И разыгран ужасно… Я бы рассмеялся или пожалел этих утомленных высокоинтеллектуальным трудом людей, если бы не сидел уже два с половиной года в комнате восемь метров, если бы не грозящий срок, если бы не страдал от болей физических, травм психических, если бы моей жене не надо было получать убежище в Финляндии — и еще тысяча «если бы», — сказал он.
Адвокат Филинкова Виталий Черкасов и общественный защитник Евгения Кулакова настаивали на фальсификациях и недопустимости доказательств обвинения, а также протоколов судебных заседаний. Гособвинитель, по словам защитников, фактически скопировал обвинительное заключение следствия без учета показаний свидетелей и данных экспертизы, оглашенных в ходе судебного процесса, который длился более года.
Приговор Филинкову и Бояршинову — уже третий по счету в рамках так называемого дела «Сети».
Обвинение считает, что 25-летний программист Филинков и 28-летний промышленный альпинист Бояршинов были членами петербургских ячеек «межрегионального террористического сообщества анархистского толка с условным наименованием «Сеть», которое было создано не поздее 2015 года «с целью свержения власти».
Филинкову в «Сети» приписывалась роль «связиста», Бояршинову — «сапера». В ячейке «Марс», к которой причислен Филинков, он — единственный установленный следствием участник.
Уголовное дело о «террористическом сообществе «Сеть» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года после явки с повинной студента Егора Зорина, пойманного на употреблении наркотиков (от ответственности по статье о терроризме освобожден). Всего в деле 10 фигурантов, большинство из них — антифашисты и анархисты. По версии обвинения, «Сеть» объединяла активистов в Пензе и Санкт-Петербурге, ячейку в Москве и одного участника из Беларуси.
По версии обвинения, они участвовали в тренировках «по рукопашному и ножевому бою, боевой подготовке, штурму зданий», разработали «план по революционной деятельности», готовились «к ведению партизанской войны против действующей власти, ликвидации сотрудников силовых структур в России», собирались «осуществлять террористическую деятельность в период выборов президента в 2018 году», а также «взрывать офисы политической партии «Единая Россия» и нападать на полицейские участки».
В феврале 2020 года от шести до 18 лет получили семь не признавших вину фигурантов в Пензе (двое из них признаны организаторами террористического сообщества).
В январе 2019 года в Петербурге к 3,5 годам был приговорен Игорь Шишкин (заключил сделку со следствием, дело рассматривалось в особом порядке).
Большинство фигурантов дела «Сети» заявляли о пытках, избиениях и психологическом давлении, некоторые отказались от признательных показаний, данных в первые дни после задержаний.
Жалобы на пытки
Виктор Филинков первым из фигурантов заявил, что сотрудники петербургского управления ФСБ при задержании пытали его электрошокером, и отказался от признательных показаний. Защита настаивала, что Филинков больше суток незаконно удерживался сотрудниками УФСБ без адвоката и процессуальных гарантий, пищи и сна.
В УФСБ применение электрошокера объясняли мерами безопасности по отношению к задержанному, который, по их версии, пытался бежать из машины. Руководивший задержанием Филинкова оперуполномоченный УФСБ Константин Бондарев в суд на допрос не явился, ссылаясь на «длительную командировку».
Обвинение утверждает, что заявления о пытках связаны со стремлением Филинкова избежать наказания.
Юлий Бояршинов жаловался на пыточные условия в СИЗО-6 Ленинградской области. Кроме того, в материалах дела есть расшифровка его тайно записанного разговора с Филинковым, где Бояршинов рассказывает о физическом и психологическом давлении на него сокамерников. Однако в суде факт такого давления Бояршинов отрицал.
В докладе членов петербургской Общественной наблюдательной комиссии говорится о пытках и «ином противозаконном насилии» со стороны сотрудников петербургского УФСБ в отношении Филинкова, Бояршинова и еще двоих фигурантов дела «Сети «.
Военное следствие отказалось возбуждать уголовное дело о пытках, суды жалобы защиты Филинкова на этот отказ, а также жалобы Бояршинова на условия содержания в СИЗО отклонили. Сейчас их жалобы ожидают рассмотрения в Европейском суде по правам человека.
Кто такие Филинков и Бояршинов
Виктор Филинков — гражданин Казахстана. Несмотря на обвинение, уже после завершения следствия руководство школы, где он учился, официально представило идеальную характеристику, в которой говорится, что подсудимый всегда относился с уважением к закону, был доброжелательным, добросовестным и ответственным, отличным учеником и призером астрономической олимпиады на Байконуре.
Во время учебы в университете в Омске он стал участником антифашистского движения. В своих показаниях Филинков сообщал, что он и его друзья подвергались нападениям со стороны «праворадикалов, нацистов и фашистов», в том числе провокаторов, по его словам связанных с правоохранительными органами. В этих стычках, утверждает подсудимый, нападавшие на них люди были вооружены колюще-режущим и травматическим оружием.
В момент задержания Филинков работал в Петербурге высокооплачиваемым программистом в компьютерной фирме. Коллеги в суде характеризовали его исключительно положительно.
28-летний Юлий Бояршинов — сын петербургских художников. Чтобы содержать пожилых родителей, занимался промышленным альпинизмом. Помогал бездомным и занимался другой благотворительной деятельностью.
Как участник антифашистского движения для получения навыков самообороны прошел курс в официально действующем в Петербурге центре тактической и огневой подготовки «Партизан». Программа центра во многом совпадает с описанием тренировок, которые вменены в вину фигурантам дела «Сети».
Один из руководителей центра Денис Гариев в апреле 2020 года, по словам координатора Госдепартамента США по борьбе с терроризмом, был внесен в США в список террористических организаций как один из лидеров «Российского имперского движения».
Член Совета Федерации Людмила Нарусова заявляла в начале процесса, что прозвучавшие в тексте обвинения факты занятия подсудимых боевой подготовкой «не соответствуют никаким нормам». «Военной подготовкой официально занимается «Юнармия», которой руководит министр обороны Сергей Шойгу. Там учат метать гранаты и тактике ведения боя. Спросите у Шойгу, зачем вся «Юнармия» занимается умением вести бой», — говорила сенатор.