Site icon SOVA

Must see: грузинская короткометражка в Торонто

Georgij Bandzeladze art Георгий Сихарулидзе, Грузия, Канада, кино, кинофестиваль, новый год, Торонто, фильм

Короткий метр: непопулярное кино, достойное внимания

Маленькое, хоть и амбициозное кино мало кто обсуждает на встречах с друзьями. О таком кино не пишут статусы на Facebook или в Twitter, не соревнуются в красноречии. Нелегко это – любить короткий метр, неактуально. Киноманы подсели на серии, эпизоды и сезоны. Поделились на лагеря NETFLIX, HBO и MARVEL. У современного человека много зависимостей, сериальная – одна из них. И это несмотря на то, что мы живем в веке соцсетей и привыкли потреблять информацию быстро, бегло. Но у всех, кто болеет сериалами, есть альтернатива: сжатый формат. Формат, который так нравится миллениалам. Такие картины длятся не более получаса, но это полноценные истории. Это как вместо трехтомника прочитать короткий рассказ, который взорвет мозг, потрясет воображение, затронет до глубины души, заставить сесть и задуматься.

Программы короткометражных фильмов – это необходимый атрибут самых авторитетных мировых фестивалей и крупных киносмотров. Работы попадают на эти конкурсы после тщательного отбора программных директоров. Например, в 2018 году в программу международного кинофестиваля в Торонто было отобрано лишь 36 картин из заявленных нескольких сотен лент.

A New Year / Akhali Tseli

Торонто – город иммигрантов: больше половины жителей родилась за пределами Канады. Это микс разных культур. Город, открытый новому и готовый принять и понять кино из любой точки планеты. Собрать все лучшее, что было на мировых смотрах в Каннах, Венеции и Берлине и показать это пестрой публике Торонто. Именно с такой целью в 1976 году создавался фестиваль в столице провинции Онтарио. Здесь все строго по графику. Работа и рабочее время – приоритет, все оставшиеся часы нужно тщательно планировать. Пропустить мероприятие, конечно, не хотелось. Еще за несколько дней до начала, просматривая меню фестиваля, случайно наткнулась на фамилию Сихарулидзе. Какая радость, подумала я!

Лента грузинского кинорежиссера попала в список фильмов программы ShortCuts. В 14-минутной картине мы становимся свидетелями принятия важнейшего решения – отречения мужчины, главы семьи, от мирской жизни. Был человек и нет человека. В канун Нового года Бека с мамой остались одни.

Кино сдержанное, скупое на эмоции. Немного даже холодное, приглушенное. Все четко, немногословно. Как на исповеди. Грустный получился Новый год.

Путь отцов

— Георгий, вы не первый раз в Торонто, не первый раз здесь показывают свой фильм. Как себя ощущаете в роли уже опытного участника TIFF?

— «Новый год» – это мой дебют, первая самостоятельная работа. И здесь состоялась мировая премьера фильма. Кинофестиваль в Торонто, безусловно, один из самых значительных среди больших кинофестивалей. Очень рад, что мой фильм попал в главную селекцию. Мне льстит такое внимание. Что касается фестивального опыта, то в прошлом году мы привезли на фестиваль совместную с Офелией Арутунянкартину «Красные Яблоки».Именно она написала сценарий, на близкую и важную для нее тематику. История рассказывала о старой армянской традиции, согласно которой, после первой брачной ночи родители жениха отправляют родителям невесты красные яблоки. В знак благодарности, подтверждая, что девушка сохранила невинность до свадьбы. Тогда мы учились на первом курсе магистерской программы по кинорежиссуре в Колумбийском университете. Мне очень понравилась идея, содержание. Спустя несколько лет Офелия решилась снять свой дебютный фильм по этому сценарию, а мне предложила быть режиссером. Так мы попали на TIFF.

— А какой путь прошел до фестиваля «Новый год»?

— Я даже не планировал снять короткометражный фильм. Идея пришла во время работы над полнометражной лентой. Вдруг у меня всплыла сцена, которая, в принципе, была в моей голове 16 лет. Мы были в восьмом классе, когда одноклассница со слезами рассказала, что ушел отец. И это навсегда. Но он не умер, а живет в монастыре. Сказала, что больше они никогда не будут вместе. Это меня потрясло.

— Получается, что это кино, основанное на реальном событии?

— Отчасти это так. Если учитывать тот факт, что прежде, чем приступить к написанию текста, я позвонил своей бывшей однокласснице. Расспросил, помнит ли она тот день,какие эмоции это вызвало. Пришло ли смирение. Встретился с ее мамой. И даже побывал в монастыре у ее отца. Я не буду рассказывать о деталях и содержании бесед – это очень личное. Но в основе сюжета лежит реальная история. И не одна. Мне, как режиссеру,не интересен простой пересказ. В кино должна быть позиция автора, должна чувствоваться непосредственная связь с ним. Это важно.

— Какая часть фильма ваша?

— В фильме в роли подростка – мальчик. Отец уходит из семьи в предновогодний период. И это не случайно. Мне знакомо это чувство…

— Что вы хотели сказать этим фильмом?

— Я, скорее, задаю зрителю вопросы: как отреагировать на подобный поступок? Предлагаю поразмышлять на тему морального конфликта. О нравственных противоречиях между людьми, о культуре общения. Ведь если ты человек верующий, неважно, мама ты, жена, сын или дочь, решение об уходе близкого человека надо принять. Этому препятствовать не принято. Грех. Но с другой стороны, есть же обязательства, родительский долг.

— Как вы думаете, благодаря чему ваша работа попала в программу столь престижного фестиваля?

— Главные зрители короткометражек – это продюсеры. Они приезжают на кинофестивали, где занимаются поиском молодых талантов. Как правило, короткий метр — это то, с чего начинают режиссеры. Такие фильмы не предназначены для широкого проката в кинотеатрах. Это прекрасная возможность заявить о себе, продемонстрировать авторский стиль. Успехом конкретно «Нового года» я считаю мою замечательную команду, единомышленников, друзей. Это настоящие профессионалы, с которыми мне удалось поработать не один раз. И, конечно, актеры. Я считаю это полностью их заслугой. Последний кадр, кульминационный, в исполнении ЭкиДеметрадзе был сыгран на очень высоком уровне, поставил точку.

Exit mobile version