Вазил Гудак, вице-президент ЕИБ
Вазил Гудак, вице-президент ЕИБ

Вазил Гудак: мы считаем Грузию передовиком

Европа вкладывается в грузинские дороги и грузинскую энергетику. На развитие инфраструктурных проектов будут выделены дополнительные сотни миллионов долларов. Все – благодаря соглашениям, подписанным в Батуми 13 июля. Туристическая столица Грузии в самый разгар сезона принимала высоких гостей с Запада. Международная конференция "Европейский путь Грузии", которая, к слову, проходила уже в 14 раз, стала площадкой и для экономических сделок. Итак, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) направляет на реабилитацию транспортных коммуникаций Грузии 250 млн. евро. Еще 3,5 млн. станут добавкой к уже выделенным для "Ингури-ГЭС" и "Варднили-ГЭС" 20 млн. евро. Почему Европа тратит деньги на Грузию? И довольны ли в Брюсселе тем, как правительство тратит многомиллионные инвестиции? СОВА задала эти вопросы человеку, чья подпись стоит под новыми соглашениями. Эдуард Азнауров поговорил с вице-президентом Европейского инвестиционного банка Вазилом Гудаком.

— Какое значение имеют подписанные в Батуми соглашения для Грузии?

— Работа Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в целом отражает политику и стратегию Евросоюза и Еврокомиссии в отношении не только Грузии, но и так называемого пространства европейского соседства. Подписанные соглашения, я бы сказал, очень наглядно говорят о том, какого рода проекты мы поддерживаем. Это, с одной стороны, проекты, которые касаются развития инфраструктуры, прежде всего, транспорта в Грузии, скажем, строительство скоростных дорог. Они должны решать внутренние проблемы, но также укрепить позиции Грузии как страны, ставшей частью трансевропейских и трансевразийских коридоров. Новый транш должен пойти на строительство дорог, которые в основном находятся в коридоре East-West – Восток-Запад. И они должны быть частично включены в «Шелковый путь».

Второй подписанный договор должен помочь в продолжении строительства гидроэлектростанций «Варднили»  и «Ингури». ЕИБ уже участвовал в финансировании этого проекта. Но сейчас мы вкладываем дополнительные деньги. В целом мы активно участвуем в проектах в Грузии как в области генерирования, то есть производства энергии, прежде всего, на гидроэлектростанциях, так и, например, модернизации системы Grid по распределению электричества.

А третье соглашение больше связано с предоставлением технической помощи, то есть поддержке министерства инфраструктуры по реализации проектов, прежде всего, транспортных. Поскольку у правительства Грузии очень амбициозная программа в этой области, есть много вопросов, касающихся общей реализации проектов. Поэтому мы решили предоставить людей, экспертов, которые будут помогать в этом.

— Как раз хотел спросить о контроле за выполнением обязательств в рамках соглашений, в которые вкладывается Евросоюз. Какая действует система? Как ЕИБ убеждается в том, что деньги действительно тратятся на указанные цели?

— В самом начале реализации проекта, на который выделяются наши деньги, мы должны очень четко определить критерии, на основе которых этот проект должен осуществляться. Это касается выбора исполнителей проектов, скажем, строительных компаний, разных консультантов и так далее. То есть, уже при подготовке реализации мы очень активно вступаем в сотрудничество с министерствами, вовлеченными в проекты. Ну и потом, конечно, идет процесс мониторинга. Регулярно общаемся с министерствами, с государственными институциями, которые занимаются вопросами реализации проектов. А наши эксперты, можно сказать, контролируют процесс. Это основные стадии. Ну и, конечно, осуществляется проверка после завершения проекта.

— А как ЕИБ оценивает реализацию проектов в Грузии? Они удовлетворяют требованиям банка?

— Ну, я могу сказать, что пока мы довольны. В том, что касается государственного участия и реализации проектов через государственные учреждения – дела идут хорошо. Мы видим очень амбициозную программу правительства Грузии, прежде всего в том, что касается строительства транспортной инфраструктуры. Здесь амбиции очень большие, поэтому есть угроза того, что временные сроки не будут соблюдены. Именно поэтому мы решили выделить техническую помощь, консультантов, которые от лица банка будут помогать в реализации проектов, чтобы это можно было сделать быстрыми темпами.

Вазил Гудак, вице-президент ЕИБ (справа)

Вазил Гудак, вице-президент ЕИБ (справа)

 

— А как ЕИБ в целом оценивает экономическую политику Грузии, ее реформы? Предыдущее правительство, по крайней мере, считалось реформаторским, Грузия вырвалась вперед по многим показателям. Что насчет нынешнего?

— Мы смотрим на конкретные дела. Так как мы экономическо-финансовая институция, для нас важные факты – это конкретные цифры, на основе которых мы видим, есть ли развитие, рост ВВП. И мы считаем, что политика правительства Грузии направлена на экономический рост. Последние данные говорят о более чем 5% (рост ВВП, — прим. СОВЫ). Мы видим, что есть договоренность с Международным валютным фондом о постепенном сокращении дефицита бюджета. То есть, основные параметры с нашей точки зрения положительные. У правительства есть видение и стратегия. И на встрече с премьер-министром (Георгием Квирикашвили, — прим. СОВЫ) мы говорили о том, как ЕИБ может помочь в этом отношении. В будущем планируется больше внимания уделять развитию и поддержке инновационного бизнеса, выделять больше финансов корпорациям. Мы уже идем в этом направлении. К примеру, скоро мы подпишем соглашение о финансировании Georgian Water & Power, компанией, которая работает в Тбилиси над модернизацией инфраструктуры (водоснабжения, — прим. СОВЫ). Такие же проекты, думаю, будут в других крупных городах. Мы готовы к партнерству и с частными компаниями, работающими в муниципальных проектах, у которых есть интересные идеи.

— А малый бизнес тоже может рассчитывать на поддержку ЕИБ?

— Поскольку наш банк довольно крупный (в прошлом году мы профинансировали, например, проекты на общую сумму 84 миллиарда евро), что касается частного сектора, мы финансируем лишь проекты, объем которых минимум 40 миллионов евро. Те же проекты, которые ниже этого уровня, мы финансируем в основном через местные банки. В Грузии мы, к примеру, работаем с TBC, Bank of Georgia. Мы им даем определенный объем денег, которые они потом передают малым и средним предприятиям Грузии.

— Какая тенденция в плане инвестирования в Грузию? Оно сокращается, увеличивается?

— Что касается ЕИБ – увеличивается. С точки зрения поддержки и финансирования инфраструктуры в Грузии Европейский инвестиционный банк вышел на первое место. Сейчас мы – крупнейший финансовый партнер. Думаю, мы будем наращивать инвестиции в такие проекты, прежде всего, через поддержку частного сектора и частные государственные партнерства. Это тенденция к росту и более значимому участию ЕИБ в поддержке экономики Грузии.

— А Грузия стоит особняком среди соседей, учитывая тот факт, что она подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, учитывая ее евроатлантические устремления?

— Да, мы считаем Грузию передовиком в том, что касается реформ, имеющих пробизнесовую характеристику и качества. То есть, в Грузии хорошие условия для ведения бизнеса и для его развития. Есть устойчивая политическая ситуация, устойчивое правительство, люди, которые разбираются в вопросах, касающихся экономики, финансов, финансирования проектов, люди с опытом. Большинство министров правительства обучалось в различных международных университетах. Я бы сказал, в том, что касается евразийского пространства, стран Кавказа, стран Центральной Азии, Грузия – лучшая страна для работы.

— А это сказывается на объемах инвестиций?

— Да, если посмотреть на объем инвестиций на душу населения, безусловно, Грузия выходит на первое место среди всех стран. Потому что, например, Украина… В Грузии в прошлом году мы профинансировали проекты примерно на 700 миллионов евро, а на Украине – более одного миллиарда. Но, конечно, Украина намного больше Грузии. Поэтому, что касается инвестиций на душу населения, я бы сказал, что Грузия намного опережает другие страны Восточного партнерства.

Эдуард Азнауров

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => интервью