Фильм "Заложники"
Фильм "Заложники"

Заложники системы и своих взглядов

В грузинских кинотеатрах с ожидаемым ажиотажем идет фильм-драма "Заложники". Билеты на вечерние сеансы почти всегда раскуплены. Своим успехом картина во многом обязана и тому, что история, которая легла в ее основу, спустя даже более чем 30 лет остается чем-то экзистенциональным для грузинского общества. О трагедии ноября 83-го уже писали книги, ставили спектакли и снимали фильмы. Чего стоит одно только «Поколение джинсов», давно завоевавшее статус культового. Но тема, кажется, неисчерпаема. Акт терроризма или попытка вырваться на свободу? Диана Шанава посмотрела фильм и послушала мнение его автора – режиссера Резо Гигинеишвили.

18 ноября 1983 года взлетно-посадочная полоса тбилисского аэропорта для группы молодых людей, решивших не жить по правилам системы, должна была послужить трамплином в счастливую взрослую жизнь. Вместе с приземлением в столичном аэропорту самолета, который, по плану угонщиков, должен был лететь в Турцию, разбились вдребезги и мечты представителей грузинской «золотой молодежи».

В тот день семь ребят, большинство из которых были выходцами из обеспеченных семей, захватили самолет Ту-134 с целью бегства из СССР. Они вооружились пистолетами ТТ, револьверами «Наган» и учебными ручными гранатами. Кровавая развязка, в которой погибли три члена экипажа, два заложника и два угонщика, стала предметом острых споров и частью большой политики. Следствие длилось девять месяцев. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской ССР вынес приговор оставшимся в живых захватчикам самолета. Четверо получили смертную казнь, а единственная девушка Тинатин Петвиашвили была приговорена к 14 годам лишения свободы.

Многие подробности трагического инцидента до сих пор неясны. Поначалу материалы дела были засекречены, а в начале 90-х папки с грифом «секретно», как и тысячи других документов, сгорели во время знаменитого пожара в архиве КГБ в Тбилиси. Но если восстановить картину случившегося в той или иной степени можно, то исследовать глубинные причины трагедии – гораздо сложнее. Сегодня одни называют захватчиков самолета, по вине которых погибли невинные люди, террористами, другие – заложниками коммунистического режима, решившими бросить вызов системе.  Для режиссера Резо Гигинеишвили фильм «Заложники» стал не только попыткой анализа того, что произошло 30 лет назад, но и попыткой понять: «откуда мы родом и что происходит сегодня, потому что, видимо, есть некая необходимость вернуться в прошлое, чтобы прояснить, откуда сегодняшние наши страхи».

«Съемки фильма дали мне возможность погрузиться в те годы, посмотреть, как жили люди, и, в конце концов, попытаться разобраться в том, как распалась такая огромная страна как Советский Союз. В начале 1980-х никто и не думал, что это может случиться», — говорит Гигинеишвили.

DSC 6662 art

Создатели фильма считают не теряющий актуальности вопрос «были ли они террористами?» довольно банальным. Ведь был совершен террористический акт, и этому нет оправдания. Но почему это произошло и что привело молодых людей к такому решению – это и стало главной задачей их исследования.

В те годы было огромное количество людей, выступавших против советской власти. Но эти семеро ребят решили выразить свое недовольство, использовав силу и оружие. Это не были опытные диссиденты или террористы. Их действия основывались скорее на инстинктах и страхе, а не на желании причинить вред другим. Любые ограничения порождают страхи, страхи этих ребят привели к той трагедии.

По словам сценариста Лаши Бугадзе, фильм «Золожники» призван продемонстрировать всю противоречивость ситуации. «Главной нашей задачей стало показать их психологию, показать, что с ними происходило психологически, физически и морально. Потому что веской причины поднимать бунт против Советского Союза у них не было. Они были очень удрученными атмосферой в стране и хотели выйти из замкнутого пространства. Девушка-прототип главной героини сказала, что реально они поняли, что делали, только в самолете.

DSC 6732 art

В этой истории нет ни героев, ни антигероев. Вообще в больших трагедиях такого не бывает. Для нас они не классические террористы. Классический терроризм, в сегодняшнем понимании, это тот, кто хочет продемонстрировать свою позицию убийством людей. Эти ребята не хотели никого убивать, они просто хотели уехать в Америку. Да, конечно, они были инфантильными, это какой-то гибрид инфантильности и прагматичности. Но я не могу сказать, что они антигерои. Это как Медея из античной трагедии. Мы же не можем однозначно заявить, что она преступница, хотя она и убила своих детей, — говорит Бугадзе, добавляя: Я всегда говорю, что в целом эта история очень похожа на греческую трагедию».

И Резо Гигинеишвили попытался показать именно эту противоречивость положения захватчиков самолета. Несмотря на совершенные ими тяжкие преступления, многие факторы – то как они готовились к угону, как действовали, что говорили – все это показывает на их страхи и непрофессионализм. Таким был протест начала 80-х, вызов режиму. Они хотели показать другим, что главное право человека – это право на свободу. И когда человека этой свободы лишают, он теряет смысл жизни.

Ребята, захватившие самолет, по словам одного из актеров фильма Михаила Гомиашвили, ничего общего с терроризмом не имели. Они были вынуждены так поступить, так сложились обстоятельства. «Сперва они испугались какого-то человека в кожаном пальто, которого, к тому же, посадили в первый ряд, где всегда сидели сотрудники КГБ. Поэтому именно он получил первый удар бутылкой по голове. Тогда все и началось. Они сами не понимали, что творят. А когда все случилось, обратного пути уже не было. Началась паника и ситуация вышла из-под контроля. Думаю, все это видно в фильме», — говорит актер.

Отражает неоднозначность случившегося и название картины – «Заложники». Авторы драмы считают: ими были не только члены экипажа и пассажиры самолета, но и те семеро ребят, по вине которых случилась трагедия. Они были заложниками и системы, против которой выступили, и собственных действий и взглядов.

SlovakAid

SlovakAid

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => art