Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии
Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии

Борьба на льду и борьба за лед

Регби, футбол, борьба… Это те виды спорта, которые вызывают наибольший интерес у жителей Грузии. При этом грузинские спортсмены на льду сумели добиться значительных успехов. СОВА решила выяснить, как обстоят дела с одним из самых красивых зимних видов спорта. Нино Шамугия побеседовала с президентом Федерации фигурного катания Грузии Макой Гиоргобиани. Именно эта женщина с внешностью фотомодели и закаленным спортивным характером последние пять лет бьется за место на льду для грузинских фигуристов.

— В последнее время все чаще говорят о возрождении фигурного катания в Грузии. Можно ли говорить о неком Ренессансе?

— Думаю, можно. Наша новая команда работает в Федерации уже пятый год. Когда в 2010-м мы приступили к работе, нашей главной задачей было создание инфраструктуры, которой в Грузии не существовало. Не было, к примеру, стандартного катка (олимпийский стандарт – 60х30, угловой радиус — 8 м.). Уже в 2011-м открылся первый (!) за всю 50-летнюю историю грузинского фигурного катания каток стандартных размеров. Это – та самая база, необходимая фигуристам для дальнейших выступлений на международной арене. Начали мы именно с этого. Следующий шаг – воспитание молодых спортсменов в Грузии, а не за ее пределами. Раньше всё выглядело так: поначалу фигуристы катались в стране, но потом уезжали заграницу, где продолжали свою спортивную карьеру. Сегодня я могу смело заявить: молодое поколение, которое мы воспитали здесь всего за несколько лет, показывает хорошие результаты. Мы рады этим успехам. Для нас очень важно, чтобы в Грузии были и тренеры, и спортсмены, и судьи – основная база.

Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии

Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии

— Самая большая проблема, по признанию как спортсменов, так и тренеров, – нехватка стандартных катков. Основная база Федерации находится в Батуми, но где тренируются другие спортсмены?

— Пять лет — небольшой срок для того, чтобы создать всю инфраструктуру такой, какой хотели бы видеть ее в Федерации. Но за эти годы мы уже добились того, что география фигурного катания расширилась. Появился первый стандартный каток в Батуми, открылся каток в Кутаиси. К сожалению, там он не стандартных размеров, но туда ходит немало детей. Очень скоро откроется еще один стандартный каток в Зугдиди. Это не может не радовать, но основной целью остается Тбилиси, где должен быть построен дворец спорта. Он позволит проводить международные соревнования, что, в свою очередь, предоставит еще больше возможностей для развития фигурного катания в Грузии, для его популяризации.

— Вы сказали, что у вас – «новая команда». Кто они? Люди, приглашенные из-за границы?

— Нет-нет, это наши. Правда, команда работает не только в Грузии, нам помогают и те, кто сейчас заграницей. Долгое время наша страна была закрыта для фигурного катания, здесь не проводились соревнования, поэтому многие уехали. И, тем не менее, они нам помогают. К примеру, Рафаэль Арутюнян, представитель нашей школы. В прошлом году его назвали лучшим тренером в Америке. Сейчас наш ведущий спортсмен Ираклий Майсурадзе тренируется у него. В США тренирует и наша танцевальная пара Татьяна Козмава и Алексей Шумский (грузино-украинский дуэт). Помогает нам и Бадри Курашвили, он в команде Михаэля Хута — тренера Каролины Костнер. Мы вместе с ним катались (Гиоргобиани сама в прошлом фигуристка; покинуть спорт была вынуждены из-за травмы, — прим. СОВЫ). В нашей команде и Саломе Чигогидзе, она – моя правая рука. Саломе – единственная судья международной категории в зимних видах спорта в Грузии. Ее советы для нас очень важны. Чтобы перенимать опыт, часто Федерация отправляет грузинских спортсменов с тренерами заграницу. Фигурное катание динамично развивается, поэтому важно быть в курсе всего нового.

nino-shamugia

 — Есть ли государственная программа по развитию фигурного катания в стране?

— Нас поддерживает министерство спорта. Сейчас, с началом олимпийского цикла, нам активно помогают в Олимпийском комитете. Без помощи Минспорта мы бы ничего не смогли сделать, потому что все связано с финансами. Тренировки фигуристов заграницей очень дорого обходится.

— Раз мы заговорили о деньгах, расскажите для тех, кто хочет заняться фигурным катанием: насколько это дорогое удовольствие?

— К сожалению, это дорогой вид спорта. Один из самых дорогих. Аренда льда, услуги тренера, коньки – все это требует огромных затрат. Но, вместе с тем, есть большое количество детей, которые хотят кататься. И ведь не обязательно, чтобы эти ребята стали чемпионами мира. Занятия фигурным катанием – это здоровый образ жизни.

— Пожалуй, самая титулованная и самая известная представительница сборной Грузии — Элене Гедеванишвили (первая и единственная грузинская фигуристка-одиночница, завоевавшая медали чемпионатов Европы – бронзу в 2010 и 2012 годах). В чем рецепт ее успеха?

— Талант. Это, безусловно, талант. Она очень, очень способная. Это дано ей от Бога. Но одних способностей не достаточно. Семья создала ей все условия; родители пошли на многое ради успеха Элене — продали все и вложили эти средства в занятия дочери. В то время в Грузии был только один каток, но он не давал возможности выйти на международный уровень, поэтому семья уехала в Россию. Сейчас Элене живет и тренируется в США.

— На кого сегодня делает ставку Федерация? Гедеванишвили все еще в команде?

— Элене не ушла из спорта, но она получила травму и проходит лечение. Мы надеемся… в принципе, она свободно могла бы откатать еще один цикл до Олимпиады. Возраст ей позволяет. Главное, чтобы позволило и здоровье. Безусловно, Элене — лидер в сборной. И хочется, чтобы за ней последовало целое поколение спортсменов, чтобы не было пробела, существовавшего долгие годы. В спорте сложно все заранее предугадать, но у нас есть такие звездочки как Анна Гулбиани-Шмидт (в своей возрастной категории она завоевала 7 золотых, 2 серебряные и 1 бронзовую медали, – прим СОВЫ), Илья Гогитидзе (бронза на международном турнире в Будапеште в 2014 году, – прим СОВЫ), Ника Эгадзе — он дважды завоевал золото в этом сезоне. Я, конечно, очень надеюсь на них, но говорить о чем-то конкретно пока рано. Они должны показать результаты на чемпионатах среди юниоров.

— Какие наставления президент Федерации фигурного катания может дать спортсменам?

— В первую очередь нужно много трудиться. Очень много. Это обязательное условие. В особенности это касается тех, кто показывает хорошие результаты. Зачастую одаренный спортсмен больше других склонен к лени, поскольку ему все дается легко. Такие ребята есть и у нас (смеется). Я бы посоветовала им не лениться и как можно больше трудиться. Ведь если чего-то очень хотеть, то обязательно этого добьешься. Ну а мы со своей стороны будем прилагать максимум усилий, чтобы создать спортсменам все необходимые условия. Но успех, прежде всего, зависит от них самих. Конечно, Олимпийские игры – главная цель и для спортсменов, и для Федерации, и для страны. Мы вместе приложим все усилия для того, чтобы на следующей Олимпиаде показать хорошие результаты.

— Что на ваш взгляд делается в стране в целом для популяризации зимних видов сорта?

— К сожалению, делается не так много. Повторюсь: нет инфраструктуры. В каком-то смысле и климат не предоставляет нам поля для маневров – у нас тепло.

— А как же зимние курорты Бакуриани, Гудаури?..

— Да, безусловно, можно тренироваться и в Гудаури, и в Казбеги, природа дает нам такую возможность, но все это связанно с финансами. Это наше больное место, мы всем говорим об этом, но…

— А частных инвесторов нет? В мире пользуются широкой популярностью катки в крупных торговых центрах. Почему бы не реализовать такой проект в Грузии?

— Мы опять упираемся в финансы. Федерация ведет постоянный диалог с бизнес-сектором, но, к сожалению, пока реального проекта нет.

— Вы говорите, что для популяризации зимних видов спорта нужна техническая база, но помочь привлечь внимание могут пиар и реклама того или иного вида спорта. Почему, к примеру, грузинские телеканалы не транслируют местные или международные соревнования по фигурному катанию?

— Думаю, это очень большая ошибка. Не показывать — это ошибка телекомпаний. Когда грузинский спортсмен выступает на чемпионате Европы (!) и занимает призовое место – это лучшая реклама. Мы всегда предлагаем компаниям «использовать» спортсмена. Всегда можно нашить на форме рекламу. Конечно, есть стандарты, но это хорошая возможность прорекламировать свой товар. На соревнованиях такого уровня камеры работают очень хорошо, снимают спортсменов с близкого расстояния. Но, к сожалению, в Грузии этим не особо интересуются. Не могу объяснить почему, но считается, что это невыгодно.

Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии

Мака Гиоргобиани. Президент Федерации фигурного катания Грузии

Желание Маки Гиоргобиани привлечь больше внимания к проблемам фигурного катания в Грузии наблюдалось не только в ходе интервью. В течение последующих нескольких дней президент Федерации присылала СОВЕ фотографии фигуристов из личного архива и архива ведомства с подробным описанием того, кто и чего добился. Гиоргобиани убеждена: этих ребят надо знать в лицо. А буквально за пару часов до того, как материал был готов к публикации, президент Федерации позвонила и сообщила: грузинские синхронисты в фигурном катании взяли серебро на соревнованиях в Будапеште. 25-27 февраля в столице Венгрии проходил международный турнир Budapest Cup 2016. Среди 13 команд были и воспитанники батумского спортивно-молодежного центра «Ледовые львы Батуми», дебютировавшие только в прошлом году. «Мы на верном пути», — с радостью сообщила Мака Гиоргобиани.

Нино Шамугия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => интервью